twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Александр Евменов: Для нашего университета главное - уровень подготовки абитуриентов

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Александр Евменов рассказал «ПД», как студент может снять свой собственный «Аватар», и дал совет тем, кто хочет попасть на работу к Ларсу фон Триеру.

"Петербургский дневник": Девятого сентября Санкт-Петербургскому государственному университету кино и телевидения (СПбГУКиТ) исполняется 95 лет. Какие мероприятия запланированы к юбилею? 

Александр Евменов: Юбилейные торжества стартуют с выстрела пушки Петропавловской крепости. Затем до конца осени университет проведет целый ряд конференций, выставок, фестивалей, в том числе XIII международный конкурс-фестиваль студенческих фильмов «Питеркит» (25-28 октября) и VI всероссийский студенческий форум по связям с общественностью PRКиТ, который уже 2 года подряд признается лучшим мероприятием Российской ассоциации студентов в этой облас­ти.

Конечно, самое главное событие – это открытие нового киноконцертного комплекса на Бухарестской ул., 22. Мы провели коренную реконструкцию всего за 5 месяцев и сделали этот комплекс самым современным по оснащенности технологическими системами. Наш вуз теперь единственный в стране, обладающий оборудованием цифрового кинопоказа в формате изображения 4К и 64-канальным звуковым сопровождением для 400 зрителей. Телевизионная многокамерная студия сочетается с мощными системами механики сцены, концертного звука и света. Все эти ресурсы будут активно использоваться студентами и преподавателями в творчестве, научных исследованиях и образовательной деятельности.

"Петербургский дневник": Вы занимаете пост ректора уже 2,5 года. Расскажите о том, чего удалось достичь за это время.

Александр Евменов: Сделано достаточно много, но одно из сам важных событий для нашего университета произошло в мае 2013 г.: мы успешно прошли аккредитацию и тем самым подтвердили статус нашего университета на ближайшие 6 лет. Аккредитация всегда волнительный процесс. Мы показываем результаты своей деятельности, а комиссия определяет, насколько они соответствуют требованиям Минобрнауки.

"Петербургский дневник": Университет удерживает одно из первых мест по конкурсу среди государственных вузов города. Какие специальности больше всего привлекают абитуриентов?

Александр Евменов: Для нашего университета главное не количество человек на место, а уровень подготовки абитуриентов, которые приезжают к нам со всей России и из других стран. Мы ведем прием по всему спектру специальностей и направлений подготовки, обеспечивающих киноиндустрию, телевидение и массмедиа профессиональными кадрами. Поскольку диапазон подготовки будущих профессионалов достаточно широк – это технические, экономические, творчес­кие специальности, – то и конкурс колеблется от 5 до 23 человек на место.

На технические направления подготовки в связи с большим количеством бюджетных мест конкурс ниже (наш университет – единственный творческий вуз в России, где ведется подготовка по техническим направлениям, связанным с кино и телевидением), на экономические и творческие специальности – традиционно высокий. 

Мое кредо таково: студенты должны знать все о современном кино- и телепроизводстве – и об оборудовании, и о принципах организации, и о содержании творческого процесса, и об основах продюсирования и т.д. Например, уже более 2 лет в учебном процессе используется приобретенная нами система захвата движений актеров, аналогичная по своим технологическим принципам системе, использованной в съемках фильма «Аватар».

В течение последних лет в университете мы практикуем создание съемочных групп, в которых в качестве режиссеров, сценарис­тов, продюсеров работают наши студенты. Но мы пошли еще дальше, ведь наше образование должно быть одинаково востребовано не только в России, но и за рубежом. Сегодня многие ребята, уезжающие в другие страны, испытывают серьезные проблемы при адаптации. Это объясняется отсутствием опыта общения и взаимодействия в международной киносреде. С этой целью у нас в вузе 2 года назад было создано управление международных связей, которое наладило сотрудничество с десятками университетов мира. Среди них – Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна, Бедфордширский университет, Университет телевидения и кино (Мюнхен, Германия) и другие.

Каждый год в университете реализуется несколько международных творческих проектов, направленных на развитие обмена и сотрудничества между зарубежными и российскими вузами. Обу­чение в интернациональных командах способствует успешной профессиональной деятельности на телевидении и в киноиндустрии разных стран в будущем. В рамках проектов формируются студенческие съемочные группы, которые должны снимать фильмы на заданную тему в разных странах. В каждый творческий коллектив входят студенты – будущие продюсеры, сценаристы, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, видеоинженеры, обучающиеся в университетах разных стран, то есть каждая творческая группа является международной. Они ездят по миру, снимают короткие фильмы на свои сюжеты. У студентов появляется возможность поработать на крупных зарубежных студиях и понять на практике, как осуществляется киносъемочный процесс в разных странах.

В этих группах принимают участие и технические специалисты. Наша студентка Олеся Киреева проработала так 2 года, и после окончания вуза ее взяли в кинокомпанию «Центропа», созданную Ларсом фон Триером. Олеся была членом творческого коллектива, создавшего фильм Heaven (режиссер – С. Бир), который в 2011 г. получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Наш университет участвует в научно-технической конференции Международного съезда вещателей IBC в Амстердаме. На конференцию приглашаются 12 самых талантливых студентов из разных стран, причем из России уже несколько лет по четыре человека (все они представители нашего университета). Самое главное – возбудить у ребят интерес к учебе и показать, что если ты будешь хорошо учиться, то будешь востребован и в России, и за рубежом. 

Все мы ждем Олимпиаду в Сочи. Политика Службы олимпийского вещания (Olimpik Broadcast Services – OBS) такова: на Олимпиаде в качестве помощников операторов, репортеров, комментаторов, менеджеров должны работать молодые ребята из страны – организатора Олимпиады. Специалис­ты этой службы объехали многие российские города, и наш вуз был принят в качестве одного из семи базовых. Зимой 156 наших студентов (это больше, чем из какого-либо другого вуза) поедут в Сочи, чтобы работать там на современнейшей технике.

"Петербургский дневник": Студенты-режиссеры из разных российских вузов часто жалуются на то, что им приходится доплачивать собственные деньги при съемках курсовых и дипломных работ. Это действительно так?

Александр Евменов: Студенты-режиссеры, как и все люди, живут по закону возвышающихся потребностей. Поэтому тех средств, которые выделяются на киносъемочное производство, им всегда будет недостаточно.

Но есть и другое мнение. Например, у нас ежегодно проводится Международный форум начинающих продюсеров, в котором принимают участие звезды Голливуда: легендарный Рутгер Хауэр – продюсер, режиссер, актер, признанный у себя на родине лучшим актером XX в., Эрик Аллард – продюсер, специалист по спецэффектам и робототехнике («Пираты Карибского моря», «Матрица. Перезагрузка»), Тим Джадж – продюсер Аль Пачино. 

Рутгер Хауэр проводил мастер-классы для наших студентов. Он убежден, что студент должен уметь рассказать историю в фильме продолжительностью всего 60 секунд. Если он в состоянии решить такую задачу, то потом сможет снять и интересный полномет­ражный фильм.

Безусловно, всем хочется работать на современной технике, ведь от этого зависит качество картинки. Но оборудование сего­дня безум­но дорого стоит и очень быст­ро стареет. В процессе обучения мы даем универсальные навыки режиссерской работы. А если некоторые студенты хотят снимать на суперсовременном оборудовании, они могут его арендовать.

  • Текст
  • Наталия Кононова