twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Елена Кальницкая: «У Петергофа особая энергетика»

Недавно генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая была награж­дена орденом Дружбы. «ПД» поздравляет ее с заслуженной наградой и желает удачи в нелегком деле руководства этим уникальным учреждением культуры.

Елена Кальницкая родилась в Ленинграде. Имеет два высших образования – техническое и историчес­кое. Доктор культурологии. Заслуженный работник культуры. С 2009 г. – генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф». В 2011 г. ГМЗ «Петергоф» победил в номинации «Музей года».

"Петербургский дневник": Елена Яковлевна, чем порадуете горожан и гостей этим летом?

Елена Кальницкая: Порадуем только что открывшимся у нас Музеем фонтанного дела и своими традиционными праздниками, без которых жизнь Петергофа трудно представить. 

"Петербургский дневник": В чем изюминка нового музея?

Елена Кальницкая: Он абсолютно не похож на все, что есть в Петергофе. Это музей XXI в., то есть интерактивный, современный, хотя открыт он в историческом здании Большого дворца. Мы рассказываем о фонтанах как о достижениях инженерной мысли в истории человеческой цивилизации. Это интересно, так как мало кто в реальности понимает, как работают фонтаны. И мало кто знает, как функционирует фонтанный водовод Петергофа и чем он уникален. 

Идею подобного музея мне подсказало посещение Версаля: этот комплекс, так же как и наш, буквально захлебывается от наплыва посетителей… Дополнительная экспозиция развлечет посетителей, которые ждут своей очереди, чтобы пройти по рос­кошным дворцовым залам. 

"Петербургский дневник": И если не секрет, то каковы цифры в Петергофе? 

Елена Кальницкая: Нынешним летом уже дважды за выходные дни мы достигали цифры 40 тыс. посетителей в день. Для одного пространства такое количество людей слишком велико. И поэтому возникла идея рассредоточивать потоки. Стоящая у входа в Большой Петергофский дворец очередь мешает нормально работать. 

Очередь в музей – это здорово. Наверное, это единственный в мире вид очереди, на который приятно смотреть. Мы говорим, что Большой дворец работает зимой, а все равно большая часть туристов приезжает летом. Недавно мы провели праздник «Рыцарская карусель» в парке «Александрия». Мне было приятно видеть очереди на всех входах.

"Петербургский дневник": Как вы относитесь к мнению, что культура может и должна зарабатывать? То есть шире смотреть на возможности использования культурных объектов…

Елена Кальницкая: Я всегда выступала за широту взглядов, но менеджмент в музейном деле должен строиться на абсолютном понимании того, что есть музей. Менеджмент нужен нынче во всем. Например, Музей фонтанного дела – мы рассчитываем, что его посетителями станет молодежь. Не случайно, что в том же Большом дворце и Нижнем парке мы сделали зону Wi-Fi. И мы видим, как молодежь ею активно пользуется. 

"Петербургский дневник": Сегодня ГМЗ объединяет три крупных отдельных комплекса: Петергоф, Ораниенбаум и Ропшу. Каковы плюсы и минусы такого музейного холдинга?

Елена Кальницкая: Вы забыли добавить еще и Стрельну, где находится Дворец Петра I. И еще чудесный парк «Александрия». Известно, что если есть сильный организм, то он поможет более слабому. Сегодня существуют проблемы с дворцово-парковым ансамблем «Ораниенбаум». Юбилей его состоялся в 2011 г. Понятно, что потом финансирование сократилось. Но мы не можем останавливаться в развитии. Хочется верить, что если Петергоф взвалил на себя новую составляющую в виде уникального памятника в Ропше, то мы обязательно его спасем от разрушения. Хотя проблем в связи с этим, в том числе и бюрократических, возникает немало…

"Петербургский дневник": Каких?

Елена Кальницкая: Нам передали сами здания, но никак не могут передать ту землю, на которой они стоят. Несмотря на то что есть письмо о передаче Ропши Петергофу, подписанное Владимиром Путиным.

"Петербургский дневник": От кого зависит решение проблемы?

Елена Кальницкая: От администрации Ленобласти, на территории которой официально находится комплекс. Нам сегодня уже принадлежат полуразрушенные исторические здания, сохранность которых от 11 до 20%. А вот с землей никак не получается… Именно это и не позволяет нам поставить вокруг них забор и прекратить их варварское разрушение. Оно, увы, продолжается…

"Петербургский дневник": Вы учитываете самобытность каждого из музейных объектов?

Елена Кальницкая: Иначе и быть не может. Каждый из них связан с определенной эпохой, определенной исторической личностью. Стрельна, например,  место, связанное с Петром I. Ораниенбаум – это императорская и великокняжеская резиденция, заложенная Меншиковым. Ропша ассоциируется с именем Петра III. «Александрия» – любимое детище Николая I. Но самая сильная энергетика, конечно, в Петергофе – затее Петра Великого, придумавшего великолепный Нижний парк, Большой каскад и дворец. 

"Петербургский дневник": Каковы абсолютные цифры посещаемости музея-заповедника «Петергоф»? 

Елена Кальницкая: В 2012 г. мы приняли 4 млн 700 тыс. человек. 

"Петербургский дневник": И сколько иностранцев?

Елена Кальницкая: 30%. Популярность Петергофа уникальна и очевидна. Сейчас на канале «Россия» разворачивается проект, посвященный памятным местам нашей страны. Со всего Северо-Запада во второй тур прошел только музей-заповедник «Петергоф». Меня это, с одной стороны, радует, с другой – удивляет. Как мог не попасть во второй тур Эрмитаж?

"Петербургский дневник": Подобная популярность и посещаемость создают вам проблемы?

Елена Кальницкая: Это целый конгломерат проблем. Чего только не бывает в такой толпе! И надо думать, как людей покормить, и как им рассредоточиться по парку, и как развести разные группы, и как будут передвигаться пожилые люди. Кто-то хочет получить быстрое дешевое питание, кто-то – просто посидеть в ресторане на свежем воздухе. Кто-то хочет ехать на электрокаре, а кому-то этот электрокар мешает… И когда в понедельник мне сообщают, что за все выходные у нас только две жалобы, то я считаю, что на 30 тыс. это неплохая ситуация. Значит, мы правильно организуем присутствие посетителей в нашем уникальном заповеднике.

"Петербургский дневник": Вы можете сказать о том, как меняется возраст посетителей?

Елена Кальницкая: Молодежи явно стало больше. Это видно даже без специальных подсчетов, невооруженным взглядом. 

"Петербургский дневник": А меняется ли сам посетитель Петергофа? Что волнует сегодня тех, кто слушает экскурсоводов? 

Елена Кальницкая: Я вообще считаю, что с годами человеческая психология с точки зрения истории мало меняется. Бытовая сторона императорской жизни всегда вызывала интерес. Посетителей интересует все, что касается быта, – от личных предметов до порядков и обычаев. И это требует от нас дополнительных усилий, чтобы суметь удовлетворить интерес и ответить на самые каверзные вопросы. Сейчас мы готовим выставку, посвященную петергофским посетителям. На ней будут представлены фотографии тех, кто посещал Петергоф в разное время начиная с послереволюционного. Выставка будет развернута прямо на аллеях Верхнего сада. Там, кстати, скажу по секрету, будет и моя фотография. Но, наверное, мало кто сумеет  разглядеть снимок, на котором пятилетнюю девочку Лену Кальницкую фотограф запечатлел рядом с «Самсоном». 

"Петербургский дневник": Должны ли быть в таком месте регулярные массовые праздники?

Елена Кальницкая: Конечно. Но они должны быть аккуратно и по-умному организованы. В нашей практике есть два традиционных гала-события – открытие и закрытие сезона. И на каждом – своя публика, своя тема. В этом году мы совместили праздник открытия сезона с 310-й годовщиной Российского флота. А праздник закрытия будет посвящен 400-летию дома Романовых.

"Петербургский дневник": Вы посвятите этой дате специальные выставки?

Елена Кальницкая: Весь комплекс Петергофа сам по себе памятник этой династии. Эта дата совпала с еще одним важным событием, что и нашло отражение в организации новой выставки, имеющей уникальный характер.

"Петербургский дневник": Вы можете раскрыть секрет?

Елена Кальницкая: Для Олимпиады в Сочи нас попросили организовать выставку на тему «Романовы и спорт». Мы с огромным интересом взялись за нее. Это абсолютно новая тема для музея. Мы собрали в своих фондах целую коллекцию спортивных раритетов. Интересный экспонат нам подарил Кирилл Набутов – это дореволюционные коньки. 

"Петербургский дневник": Не слишком ли официальное название для выставки?

Елена Кальницкая: Таково было «домашнее задание». Правда, потом пришлось помучиться над оригинальным названием, чтобы оно не было таким уж официальным. Но в конце концов через 2 месяца мне удалось найти у Пушкина строку, о которой мечтала… 

"Петербургский дневник": И она звучит как…

Елена Кальницкая: «Воспитание телесных сил».

"Петербургский дневник": После Олимпиады мы сможем увидеть ее в Петергофе?

Елена Кальницкая: Я очень на это надеюсь.

"Петербургский дневник": Продолжите, пожалуйста, фразу: «Петергоф в прошлом – это…».

Елена Кальницкая: Императорская резиденция.

"Петербургский дневник": «Петергоф сегодня – это…»

Елена Кальницкая: Самый посещаемый музей России.

"Петербургский дневник": «Петергоф в будущем – это…»

Елена Кальницкая: Поживем – увидим.

  • Текст
  • Сергей Ильченко