twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Панихида по погибшему лидеру группы «Король и шут» проходит в Петербурге

По погибшему лидеру группы «Король и шут» в Санкт-Петербурге сегодня, в 12 часов, началась гражданская панихида. Панихида по Михаилу Горшенёву проходит в СК «Юбилейный» с 12 до 15 часов. В Северную столицу прибыло множество поклонников творчества Горшка (так он сам себя называл при жизни и подписывался на альбомах) со всей России, чтобы почтить память артиста.

А в Москве поклонники собрались в субботу у Зеленого театра в Парке Горького. В этот день там должен был состояться очередной концерт группы.

Михаил Горшенев скончался в ночь с 18 на 19 июля. Его нашли мертвым в арендуемом им доме в Парголово, что под Санкт-Петербургом. В последние дни солист «Короля и шута» не выходил на связь.

"Я увидела мужа лежащим на полу. Рядом с ним был шприц и ложка", - рассказала жена солиста Ольга. 

Эти предметы, используемые для употребления наркотиков, были изъяты и направлены на экспертизу.

Сам музыкант не скрывал своей зависимости от наркотиков. В частности, про героин он писал в своей книге «И живые споют про мертвецов»: «Если бы я с самого начала знал, что такое героин, никогда бы не притронулся. Мне казалось, что я буду эту штуку просто изучать, но с героином остановиться невозможно». 

«Героин — это жуть, которую нельзя передать словами, - писал Горшенев. - Я до сих пор периодически подшиваюсь от героина, потому что полностью избавиться от зависимости невозможно на протяжении жизни».

Кроме проблем с наркотиками у Горшка были проблемы с алкоголем. «Я могу сказать: печень и селезенка у меня никудышные. Считай, их нет. И это очень плохо», - говорил сам артист.

Он к своим 39-ти годам 8 раз пережил клиническую смерть. Каждый раз врачи вытаскивали певца из комы, и он вновь убивал свое здоровье – никак не мог остановиться. В этом плане Горшенев являл собой классический пример панка – вечно пьяного, вечно веселого.

Несмотря на погубившие его пристрастия, Горшенев всегда производил впечатление человека высочайшего интеллекта и способностей. Он оставил после себя большое музыкальное наследие, сочинил музыку и поставил рок-оперу «Тодд» по мотивам знаменитого «Парикмахера с Флит стрит». В планах было устроить шоу с цирком Запашных, которые были большими поклонниками его творчества и посещали концерты «Короля и шута».

Среди поклонников творчества группы была самая разная публика. Это и отвязные панки, и солидные люди. Зрители приходили целыми семьями на концерты, и творчество коллектива на "ура" воспринималось многими представителями интеллигенции, уставшими от попсы. Известность группы во многом определялась тем, что музыка была по вкусу многим группам общества, разным как по интересам, так и по возрасту.

Да, классическими представителями панка группу "Король и шут" назвать вряд ли можно, их творчество было намного шире стандартных рамок стиля. Тексты - оригинальные, музыка тоже гораздо богаче по мелодичности, музыкальным приемам и идеям.

Еще в начале 90-х молодой коллектив во главе с Горшеневым сумел найти уникальную нишу на российской сцене без продюсеров и вливаний денег. До выхода альбома «Камнем по голове» в 1996 году, который принес группе известность, команда 8 лет искала новую музыку, новые тексты, новый антураж. И вот – триумф.

Группа нашла бешеную популярность среди любителей рока. Рокеры всей страны по многу раз переписывали альбом с кассеты на кассету, из-за убитых магнитных лент звучание уже портилось, но поклонники заучивали наизусть хиты Горшка и Князя.

Широкой публике группа стала известна в 2001 году, когда по MTV стали крутить клип «Проклятый старый дом». Именно тогда аудитория «КиШ» омолодилась: школьники массово облачились в балахоны с лицами лидеров группы. Горшок сиял своей знаменитой улыбкой с одежды каждого третьего молодого любителя рока.

Подобную популярность и поклонение можно было сравнить разве что с популярностью «Арии». Да, «Алиса» и ДДТ были тоже сверхпопулярны, но им так не поклонялись. Теперь это поколение выросло, и вместе с Горшком ушла целая эпоха в российской рок-музыке.

Сам Горшенев отрицал свою принадлежность к русскому року. В их текстах не было заумной непонятности для простого обывателя, их тексты были ясны каждому человеку, и музыка была тоже понятной и интересной. В этом и был секрет популярности – простота и красота одновременно. Законченные сказочные и мистические истории – это было их «фишкой» и особенностью. Никто из других коллективов так и не смог приблизиться к «Королю и шуту» в плане популярности в народе.

При этом Горшок был известен своей принципиальностью. Группа ни разу не сыграла заказного концерта на корпоративе, хотя один такой концерт мог бы избавить «Король и шут» от необходимости давать любые другие в течение полугода. Горшенев очень гордился тем, что не играет на заказниках, и одновременно очень расстраивался, что из российких рок-групп на корпоративах не играют разве что «ДДТ» и «Алиса».

Интересно и то, что у группы никогда не было продюсеров, на предложения о платной ротации музыканты традиционно отвечали фразой «Пошли вы». Группа и без этого была популярной. «У нас в России музыкальные продюсеры - это карабасы-барабасы. Это вам не запад, вот там продюсеры - это друганы, люди своей крови», - говорил Горшенев. Получается, что коллектив ни по каким параметрам не попадал под понятие «шоу-бизнес». Не было ни характерных для любого бизнеса вложений, ни больших контрактов, ни раскрутки. Группа жила за счет народной любви.

В интервью лет 5 назад Горшенев говорил, что зарабатывает за месяц около 100 тыс. рублей, и на жизнь этого ему вполне хватало, за повышением прибыли он не гнался.

Кто-то скажет, что благосостояние – это не в стиле панков. Горшенев же на это только улыбался. «А деньги, что деньги… - как-то сказал он. - Для того поколения панков все заканчивалось реабилитационными центрами, в которых очень долго находишься. Я же заплачу тысячу баксов, меня за день вытаскивают. Может, в этом плане как-то лучше? Но суть-то одна, по любому. Беспредельщиками мы как были, так и остались».

 «Один раз нам пришлось пойти на премию MTV, - рассказал как-то Горшок журналистам «Московского комсомольца». - Это что было! На нас смотрели не просто как на ненормальных, а как будто мы вообще не от мира сего. Кто-то просто шарахался от нас, кто-то спиной поворачивался и осторожно по-быстрому проходил. Такой страх у всех в глазах был! Группа "Фабрика" реально испугалась, они думали, что мы не адекватны настолько, что возьмем бутылку и вдарим ей! А что, спокойно, на другой премии мы обливали Ветлицкую коньяком».

По своим политическим взглядам Горшенев склонялся к анархизму. Читал работы Бакунина, Кропоткина. «Анархия – это не революция, а эволюция», - говорил он. И был известен своими бунтарскими взглядами, шел против системы, в том числе и шоу-бизнеса.

«Мертвый анархист» - так называлась одна из самых популярных песен «Короля и шута». В ней есть такая строчка: «В жизни артист веселым был, и нажраться он всегда любил». Грубо, но Горшок всегда относился к своей персоне с юмором, как и ко всему, наверное, кроме попсы. Но есть там и другая строчка: «Но в тишине ночной в подвале кто-то рявкнул: «Хой!» Горшок умер, но жив в сердцах многих людей.

Поклонники со всей страны писали в Twitter слова соболезнования и признательности Горшеневу за его творчество. Вот некоторые из слов:

«От русского панк-рока оторвался не то чтобы огромный кусок, а целые голова с сердцем».

«Соболезную всем родственникам и фанатам. Для меня ушла эпоха».

«Звезды нашей юности начинают уходить(( мы стареем.. #горшок вечная память».

«Одна из немногих нормальных российских рок-групп лишилась своего солиста. Горшок R.I.P.»

Видео: выступление на «Чартовой дюжине», песня «Мертвый анархист», канал ncalive

  • Текст
  • Егор Шубин