twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Транспорт в Петербурге: поплывем или поедем

Личный водный транспорт в Петербурге пока уступает автомобилям. Но тем не менее интерес к водному передвижению растет.

Санкт-Петербург неслучайно называют Северной Венецией. Протяженность расположенных в его границах 93 рек, протоков и каналов составляет около 300 км. Многим горожанам было бы очень удобно добираться до места работы по воде, особенно если работа находится в центре города. Между тем, по данным Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), в Петербурге числится всего 44 тыс. маломерных судов. Количество же автомобилей, зарегистрированных в городе, составляет 1,5 млн. 

Причин тому несколько. Во-первых, маломерные суда попадают под расширенный перечень запретов для плавания, который призван обеспечить безопасность судоходства. В частности, запрещается плавание таких судов на установленных фарватерах и каналах без разрешения службы управления движением судов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». В пределах данной акватории запрещается плавание без радиостанции морского диапазона. 

«Главный сдерживающий фактор – застройка береговой линии элитными кварталами. В том же Хельсинки человек, приобретая квартиру, автоматически получает место на стоянке для своего судна», – говорит редактор журнала «Катера и яхты» Алексей Даняев.

По информации ГИМС, в городе около 54 яхт-клубов. Средняя стоимость стоянки в них маломерного судна, длиной до 6 м, составляет 10 тыс. руб­лей в месяц. Что же касается причалов в центре города, то их не так много, и многие из них заняты судами для перевозок туристов. 

Тем не менее надежда на то, что Северная столица  в недалеком будущем станет российским флагманом развития парусного спорта, есть. Для этого сейчас делается достаточно много. Например, в начале июня Санкт-Петербург, «Газпром» и петербургская региональная спортивная организация «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» подписали соглашение о сотрудничестве в области физкультуры и спорта. 

«Санкт-Петербург уже в ближайшее время может стать столицей парусного спорта России, мощным международным центром парусного спорта», – сказал на церемонии подписания соглашения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Маломерных судов в Петербурге в 35 раз меньше, чем автомобилей. «Петербургский дневник» решил разобраться, что мешает развивать личный водный транспорт как альтернативу назем­ному.

С прошлого года ГИМС ввела нормы, согласно которым надувные и гребные водные ТС с двигателем мощностью не более 10 л. с. и весом корпуса не более 200 кг не подлежат регистрации. В Северной столице сегодня насчитывается 54 яхт-клуба. Стоимость стоянки одного маломерного судна в таком клубе достигает 10 тыс. рублей в месяц. В городе зарегистрированы всего лишь 44 тыс. маломерных судов.

Опрошенные «ПД» эксперты считают, что маломерные суда в Петербурге – это больше отдых и аттракцион, чем средство передвижения.

С 2010 г. в Петербурге работает общественный водный транспорт – аквабус. Если раньше он ходил по трем линиям, то в этом году осталась лишь одна. Возможно, будущее этого проекта определят по результатам навигации 2013 г.

Писатель и сценарист Андрей Кивинов:

Катера и лодки в качестве альтернативы общественному транспорту – идея сама по себе неплохая. Но, как ни крути, у нас народ предпочитает более проверенный транспорт, коим, безусловно, является автомобиль. И то, что маломерный водный транспорт у нас не пользуется спросом, вполне объяснимо. Во-первых, содержать его в плане швартовки и обслуживать – удовольствие не из дешевых. Это я знаю точно, поскольку несколько моих друзей, которые владеют такими судами, частенько сетуют на это. Плюс к тому, связавшись с данным видом транспорта, приходится сталкиваться с массой бюрократических проблем. Ну и, во-вторых, наш петербургский климат. Сезон навигации всего 5 месяцев: все остальное время нужно где-то его хранить, причем не имея возможности воспользоваться. 

Капитан корабля «Триумф» Борис Сидоровский:

Что мешает? Во-первых, отсутствие стоянок. Думаю, это самое главное и первое, о чем нужно сказать. Это неудобно многим! Но, например, мой знакомый живет в Лахте, а работает на Васильевском острове. Ему удобно, он на работу ездит на катере. А кому негде поставить свои катера и яхты, что делать им? В городе становится все меньше и меньше стоянок. Места только для богатых кораблей.

Председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин:

Когда я жил на Черной речке, прямо на набережной, мы с Кириллом Набутовым, моим приятелем, любили покрасоваться перед девушками. Выезжали к ним на катере, как на такси, и возили их. Но для Петербурга это не альтернатива, несмотря на многочисленные каналы, речки и так далее. Хоть по всему городу этих каналов пророем, толку-то? То же водное такси. Когда я жил у речного вокзала, почему-то ни разу не воспользовался водным такси. Не верю, что их существование вообще рентабельно. Ну связали людей с водным такси, но навигация-то только с мая по октябрь. 

Капитан 1-го ранга запаса, кандидат психологических наук Сергей Малык:

У меня есть права на маломерное судно. Но они старого образца, как у большинства, а не международного типа. Чтобы получить права международного образца, нужно заплатить 25 тыс. рублей, а за что я должен платить такие деньги? Все сейчас сделано для того, чтобы заработать деньги: трамвайчики по Неве ходят. А простые рыбаки? Кому хочется ежегодно проходить техосмотр лодки и платить за это по полторы тысячи? Всю культуру отбили. Мотоциклы, скутера по городу без прав ездят, а лодку надо на техосмотр отдавать. Если бы были доступны права международного образца, то можно было бы спокойно зайти в Венецию, на Кипр и люди бы стремились их получить.

  • Текст
  • Дмитрий Стаценко
  • Максим Сю