twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Отец Александр: "Двери Церкви открыты"

О взаимодействии РПЦ с другими религиями «ПД» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери отец Александр Сорокин.

Интервью с председателем Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери отцом Александром Сорокиным)
Петербург – без преувеличения многонациональный город. И сегодня в нем проживают приверженцы различных конфессий. Христианство, Буддизм, Иудаизм, Мусульманство… светский социум находит выход в доброй пропаганде идеи толерантности – терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, а также вероисповеданию и национальности.

"Петербургский дневник": Как сегодня сосуществуют морально-нравственные интересы людей, и как Русская православная церковь взаимодействует с представителями других религий в Петербурге?

Отец Александр: Вопрос межконфессионального взаимодействия – очень многоплановый. Существует, как известно, большой спектр христианских, но не православных конфессий: прежде всего, это католики и протестанты. За пределами большого и многообразного христианского мира религиозный спектр продолжается в виде других мировых религий, вполне сопоставимых по древности с христианством, а иногда и более старших по возрасту, таких как буддизм, иудаизм, ислам. Каждый человек, задумывающийся о духовном пути, волен выбирать ту религию, которая ему ближе, хотя при этом колоссальное и, чаще всего, решающее значение имеет то, в какой культурной среде, в какой семье, в какой стране родился человек. Исторически сложилось так, что христианство стало самой близкой верой для русского человека. Это многовековые традиции, основы нашей нравственности и духовного развития.

Что же касается межконфессионального диалога, то он зависит прежде всего от того, о какой из религиозных традиций идет речь – христианской или не христианской. В разные времена эти диалоги был разными – от ожесточенных споров и кровопролитных войн (что и диалогом-то вряд ли может быть названо) до благожелательного и заинтересованного общения. Многое зависит, как в прошлом, так и сегодня, от уровня и статуса участников. Одно дело, например, общение супругов, из которых, скажем, один православный, а другой – католик. А другое дело – официальные встречи иерархов разных церквей.

Безусловно, сегодня Русская православная церковь в Петербурге взаимодействует с представителями других верований. Многие вопросы, имеющие общегородское социальное значение, не требуют отдельного обсуждения, а решаются на основании единых нравственных законов. Например, спектр тем мирного сосуществования прихожан религии мусульманства и христианства. Людям нужно непрестанно учиться любить друг друга, уважать. Это особенно касается жителей огромного мегаполиса. Поводов для стрессов и недовольства в вечной гонке и мирской суете может быть много. Нам всем нужно прилагать усилия к поддержанию мира и согласия в обществе.

"Петербургский дневник": Как сегодня у РПЦ складываются отношения с молодежью?

Отец Александр: Не нужно полагать, что молодежь представляет собой отдельную, изолированную прослойку. Поэтому я бы не стал даже употреблять выражение «отношения с молодежью», как будто Церковь и молодежь – две не пересекающиеся общности. Мы, что называется, не по разные стороны забора. Среди прихожан и среди членов церкви немало молодых людей. То, что церковь посещают только пожилые, – это устаревшее клише, не более. Ведь сегодня двери церкви открыты для всех, тогда как в советские годы в церковь ходили в основном пожилые люди (откуда и «растут ноги» у этого клише) именно по той причине, что христианская вера преследовалась (не де-юре, а де-факто) и люди молодого и зрелого возрастов просто опасались «светиться» в храме. Да и государственная атеистическая пропаганда неплохо работала.

Сегодня, повторяю, в Церкви довольно много молодежи – где-то больше, где-то меньше. На уровне епархии создан даже отдел по работе с молодежью. Впрочем, не стоит пугаться такого немножко казенного названия: как и любое другое структурное подразделение епархиального управления, отдел не охватывает всей широты церковной жизни, которая проходит прежде всего на уровне конкретных приходов, в общении конкретных людей. Он призван координировать наиболее значимые и видные проекты.

Поэтому здесь имеет смысл интересоваться в конкретных приходах. Например, в приходе, где я настоятель (Феодоровский собор на улице Миргородская, д. 1) специальных методов вовлечения ребят у нас нет. Но та молодежная аудитория, которая есть у нас в приходе, – это позитивные и здоровые ребята, которым свойственно иметь те же интересы, что у других. Они регулярно встречаются для чтения Евангелия, устраивают совместные выезды за город, в том числе и по духовным вопросам: беседуют о Боге, о душе, о смысле жизни. Церковь настроена дружелюбно ко всякому приходящему. Это и интернет-общение: чаты, группы в социальных сетях. Если у человека возникает какой-то духовный вопрос, мы всегда готовы ответить.

"Петербургский дневник": Как Русская православная церковь взаимодействует с самыми юными прихожанами? Какие новые методы применяют духовные учителя сегодня, когда глобализация и засилье информации поглощают умы с самого раннего возраста?

Отец Александр: С детьми занимаются как в более традиционных формах – рассказывая об основах христианства в воскресных школах (по выходным дням), так и интерактивно. Маленькому человеку интересно познавать мир через игру. Опять же, могу говорить на примере вверенного мне Феодоровского прихода: для проповеди известных христианских ценностей – любви к ближнему, дружбы, понимания и сострадания - используем формы театральных постановок, игр, развлечений. В этом, кстати, активно участвует та же молодежь.

"Петербургский дневник": Расскажите о добровольческой деятельности: помощи в больницах, поддержке инвалидов, привлечении волонтеров для помощи в хосписах, других видов деятельности добровольцев.

Отец Александр: Добровольчество в традиции христианства существовала всегда. В советское время Церковь претерпела немало испытаний, но никогда не отворачивалась от тех, кто нуждался в помощи и поддержке. Добровольчество как система сегодня только выстраивается. И в каждом приходе складывается по-разному. Работы всегда много: в больницах и хосписах духовные лица помогают медсестрам ухаживать за больными. При этом люди, испытывающие болезни, зачастую нуждаются просто в разговоре, не в проповеди и покаянии.

Самое трудное – когда человек остается один на один со своей бедой. Поддержать его в трудную минуту – уже большое дело. Еще раз повторюсь, любовь к ближнему, сочувствие и уважение – основополагающие для любой религии. Уверен, со мной согласятся приверженцы всех конфессий.

  • Текст
  • Маргарита Платова