twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

На дорогах Петербурга начинается "скутерный беспредел"

Инициативы о вводе новой категории прав для езды на скутерах пока ни к чему не привели. Между тем сезон двухколесного транс­порта начался. На улицы вы­ехали потенциальные смертники.

Другим участникам дорожного движения нужно набраться терпения и заострить внимание – замечать на дороге своих двухколесных коллег за зиму многие отвыкли. Вместе с тем проблема вольготного существования скутеристов никуда не исчезла. Хочешь вы­ехать на дорогу? Нет ничего проще. Покупаешь в магазине понравившуюся модель и, если тебе исполнилось 14 лет, выезжаешь на проезжую часть. Конечно, необходимо знать Правила дорожного движения, но твои знания проверить некому – прав на управление скутером не требуется. Не нужно и регистрировать железного коня в ГИБДД, если двигатель меньше 50 см3.

Широкий доступ этого вида транспорта обернулся лавино­образным ростом ДТП – число аварий с участием водителей мопедов, скутеров и мокиков в России с 2004 г. выросло в 10 раз. Растет и число пострадавших. Ведь если в автомобиле водителя спасают подушки безопасности, железная крыша и стальной корпус, то на мопеде, кроме каски, другой защиты нет. Любая, даже мелкая авария может обернуться сильнейшими травмами.

Подросток на скутере и без прав – это недопустимая ситуация, считают законодатели Петербурга. Владельцы мопедов и мотоциклов должны быть ответственными и хорошо обученными участниками движения.

«Такие водители, безусловно, мешают нам – автомобилистам. Они имеют смутное представление о Правилах дорожного движения и абсолютно непредсказуемы на дороге, – говорит руководитель региональной общественной организации автомобилистов SPB.AUTO Святослав Данилов. – Про­ехать на красный сигнал светофора или неожиданно свернуть налево прямо перед носом автомобилиста – это обычное для них дело. При этом зачастую управляют мопедами очень молодые люди, в основном школьники. Совсем не понятно, куда смотрят родители. Возможно, частично ответственность за поведение своих чад на дороге можно возложить и на них».

«Скутерным беспределом» назвал ситуацию на дорогах Северной столицы Игорь Пинчук, президент байкерского клуба Night Hunters MC. По его мнению, одни из самых опасных – это нетрезвые ездоки и хамы, которые позволяют себе ездить по тротуарам и детским садикам. Недоволен собеседник «ПД» и легкостью процедуры покупки транспортного средства. «Очень плохо, что сегодня школьник может прийти в обычный супермаркет и купить себе скутер. Опасная ситуация начинается с места продажи, ведь неопытные юные водители в первую очередь представляют угрозу для чужих жизней и здоровья», – считает эксперт.

Примечательно, что в 2012 г. необходимость введения прав для управления скутером и регист­рационных номеров широко обсуж­далась. Руководители общест­венных организаций, депутаты и сотрудники Госавтоинспекции в унисон говорили о том, что пора навести порядок в этой сфере. Но никаких законопроектов Госдумой РФ так и не было принято. 

По словам депутата Законодательного собрания (ЗС) Петербурга Александра Кобринского, подобные инициативы возникали и в парламенте Петербурга, и на федеральном уровне. «Я считаю, что права для скутеристов необходимы, ведь они являются полноправными участниками дорожного движения. Что касается государственных номеров, то у меня нет однозначного мнения на этот счет. Надо проанализировать статистику ДТП и понять – если владельцы незарегистрированных скутеров часто уходят от ответственности и от этого страдают другие водители, то нужно вводить и госрегистрацию». 

В свою очередь депутат ЗС Андрей Анохин пообещал «ПД», что займется этим вопросом вплотную. «Я являюсь ярым противником мотоциклистов и скутерис­тов. Но только в целях безопаснос­ти петербуржцев. Я не сторонник запретов, но необходимо серьезно ужесточить механизм получения прав на мотоцикл, даже сильнее, чем на автомобиль. А на вождение скутера ввести получение прав. Недопустимо, когда за рулем скутера подростки. В этом случае транспортное средство необходимо просто конфисковывать», – предлагает народный избранник. 

Тем временем опасным вож­дением часто грешат не только скутеристы, но и мотоциклисты. 

И здесь уже никаких ссылок на отсутствие документов быть не может. Эти транспортные средства имеют номера, а их водители – права категории А. Как только
в городе потеплело, Петербург наполнился ревом мощных двигателей. А 15 апреля было зафиксировано первое серьезное ЧП в этом сезоне. На Васильевском острове мотоциклист въехал в пешеходов. В результате ДТП пострадали годовалый ребенок, его мама и бабушка. Все они доставлены в больницу. 

Чаще всего мотоциклисты сами становятся жертвами ДТП. При этом из жизни уходят мужчины в расцвете сил. Как показало специальное «мотоисследование» Госавтоинспекции МВД России, абсолютное большинство погибших мотоциклистов составляют мужчины (99%) в возрасте 22-38 лет (60%). Чаще всего такие ДТП происходят в теплое время года, но рост смертности мотоцик­листов начинается уже в апреле и существенно снижается только к ноябрю. Самыми опасными днями для мотоциклистов являются выходные. «Необходимо хорошо учить будущих водителей мотоциклов и скутеров. Сейчас мотоциклистов, например, часто учат вождению на старых мотоциклах «Минск» – это развалюхи! И когда ребята пересаживаются на новые модели, то не чувствуют ни скорости, ни габаритов», – говорит Игорь Пинчук.

Президент байкерского клуба озвучил несколько простых правил, которым нужно свято следовать владельцам двухколесных коней. Водители должны соблюдать последовательность действий при перестроении: сигнал – зеркало – маневр. Перед началом любого маневра предупреждать других участников движения, посмот­реть в зеркало, начать перестраиваться. Ездить в шлеме – жизненно важно.

Еще один совет – новичкам. Выбирайте модели с объемом двигателя не больше 400 см3. Большие мотоциклы – это настоящие «боевые снаряды», и отношение к ним должно быть, как к оружию. Только разумное поведение сбережет жизнь водителя и других участников дорожного движения.

В 27 странах Евросоюза садиться за руль мопеда без прав строго запрещено. Такая же картина встречается и в других странах – Вьетнаме, Индии, Китае и Таиланде.