twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Петербуржцы опять массово жалуются на почту

Посылок из-за границы приходится ждать по несколько месяцев. Число любителей покупать товары в онлайн-магазинах растет, а о реформе почты пока только говорят.

Петербурженка, пишущая в социальных сетях под псевдонимом Morgana, сделала заказ в одном из европейских интернет-магазинов в декабре прошлого года. 18 декабря ей пришло сообщение о том, что товар выслан. Получить посылку ей удалось лишь 14 февраля следующего года. «Два месяца на доставку (притом что впервые по трекингу (система отслеживания. – Ред.) посылку удалось засечь 17 января 2013 г. в – внимание! – Новосибирске, притом что я живу в Петербурге) – это для русской почты нормальное дело», – пишет Morgana в своем блоге.

Таких историй в блогосфере множество. «У меня в Россию посылки меньше чем за 2 месяца не доходят», – сокрушается Наталья, живущая во Вьет­наме. Фотограф Павел заказал в Швеции переходник для объектива. «Шел он месяц, причем из них одну неделю он шел из Швеции в Петербург, остальные три – из Пулково на Комендантский».

Несколько недель на сортировочном пункте обрабатывали посылку со смартфоном для петербуржца под псевдонимом adslshik. «Терминал Пулково – это ворота в ад», – негодует он. Бывает и так, что международные посылки в Петербург проходят таможенную обработку в Москве. Быстрее к адресатам они от этого не приходят. Не кончаются проблемы и после того, как посылка выйдет из сортировочного пункта. «Еще одна странность отечественной почты: за тем, что они называют «малый пакет», и за бандеролями надо идти в одно отделение, а за тем, что у них классифицируется как «посылка», надо ехать уже к черту на рога, при этом вес и размер «пакета» и «посылки» может быть одинаковым», – пишет Morgana.

Виноват интернет-шопинг

Объемы международной корреспонденции удваиваются ежегодно, объясняла ранее «Почта России». Все более популярными среди россиян становятся зарубежные интернет-магазины. А они доставляют товар в основном посылками.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Международном месте почтового обмена (ММПО) Пулково в сентябре 2011 г. Там скопились тысячи посылок. Почта России заявила, что их не успевают обрабатывать таможенники. Таможня в ответ обвинила в неэффективности почту. Вдоволь поругавшись между собой, ведомства все же нашли решение – увеличили штат таможенников в ММПО. Но похоже, что сейчас отношения между почтой и таможней опять накаляются.

Таможня за сутки

На прошлой неделе Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) опубликовало пресс-релиз о сроках таможенного оформления почты в ММПО Пулково. В нем говорится, что с начала года в СЗТУ поступило 48 жалоб на сроки оформления международных посылок. Таможенники заявляют, что у них на обработку одной посылки уходит не более суток с момента ее регистрации. В доказательство они приводят статистику: в марте 2012 г. таможня обработала в Пулково 64 464 посылки, в марте 2013 г. – 220 504, а за первую неделю апреля – уже более 60 тыс. посылок. Тем не менее адресаты и отправители, отслеживая движение своих посылок через сайт почты, по много дней видят надпись «Передано таможне». В СЗТУ заявляют, что «связано это с недоработкой программного продукта ФГУП «Почта России». 

По данным таможни, в периоды увеличения потока корреспонденции от поступления посылки в ММПО до передачи таможне проходит от нескольких дней до нескольких недель. «Как правило, статус МПО (международного почтового отправления. – Ред.) соответствует установленному технологическому процессу. Сбои бывают крайне редко и не носят системного характера», – отвечают на это в пресс-службе «Почты России». Там признают, что в данный момент с потоком корреспонденции не справляется московский ММПО Внуково, ситуацию же в Пулково «Почта России» считает нормальной. 

В Россию – через Финляндию

Тем временем на нерасторопности «Почты России» уже научились зарабатывать наши ближайшие  соседи. Почта Финляндии предлагает россиянам получать посылки в своих отделениях, например, в приграничных городах Лаппеенранта и Иматра, до которых от Петербурга чуть более 200 км. Финны не поленились написать подробную инструкцию о том, как это сделать, на русском языке и разместили ее на официальном сайте финской таможни. Похожие услуги предоставляют и многие частные компании. Посылка в финское почтовое отделение из любой европейской страны идет от 2 до 7 дней, уверяют предприниматели.

Нужна новая почта

Разговоры о реформировании «Почты России» идут не первый год. Очевидно, что в своем нынешнем виде почта не удовлетворяет требованиям времени. Высказываются разные предложения. Например, обсуждается идея акционирования почты. Сторонники идеи говорят, что коммерческое предприятие всегда эффективнее государственного и более чутко реагирует на запросы клиентов. Но при этом, скорее всего, вырастут и цены на почтовые услуги. На прошлой неделе правительство РФ выпустило распоряжение о передаче ФГУП «Почта России», подчинявшегося ранее Россвязи, в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Это было сделано для того, чтобы повысить эффективность работы предприятия. Переподчинение позволит руководству почты напрямую взаимодействовать с министерством, тогда как раньше приходилось иметь дело с одной из его структур.

Поступают предложения о реформировании почты и по общественной линии. Так, на портале «Российская общественная инициатива» опубликована идея обязать «Почту России» более подробно отображать статус каждой посылки, создать прозрачную систему жалоб и организовать в крупных городах пункты выдачи международных посылок. Инициатива собрала уже более 4 тыс. голосов.

  • Текст
  • Александр Лобановский