Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Интерпол выступил против кибераферистов

В настоящее время масштабы финансовых махинаций, осуществляемых в интернете, достигли таких степеней, что ставят под сомнение все плюсы виртуальной коммерции. Интернет сегодня стал сферой самого активного роста преступности.

В настоящее время масштабы финансовых махинаций, осуществляемых в интернете, достигли таких степеней, что ставят под сомнение все плюсы виртуальной коммерции. Интернет сегодня стал сферой самого активного роста преступности разных направлений, и типов мошенничества в сети великое множество. Что касается понятия "компьютерное мошенничество", то законодательно оно пока не закреплено его в российском уголовном праве. Хотя существует одна поправка-примечание – мошенничество с использованием компьютерных технологий.  Как раз под это и можно подвести непосредственно компьютерное мошенничество.

Ловись, «рыбка»

Первый и самый распространенный вид компьютерного мошенничества – это так называемый «фишинг». Злоумышленники осуществляют спам-рассылку по электронной почте,  например, от имени популярных брендов, компаний, банков. По информации отдела Национального центра Бюро Интерпола ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленобласти, рассылки, как правило, идут от имени Ситибанка, Альфа-Банка, MAIL, социальных сетей  «Одноклассники» и  «ВКонтакте».

В получаемом через такую рассылку письме содержится ссылка на сайт того или иного банка, которая совершенно неотличима от настоящей. И когда пользователь щелкает на эту ссылку, он попадает на клон настоящей страницы, где его обязывают ввести свои логин и пароль, указать данные кредитной карты, ее номер, срок действия и последние три цифры. Это и позволяет мошеннику  впоследствии  осуществить снятие денег. Либо, получив логин и пароль, потом зайти на уже реальную страницу банка и провести манипулирование с расчетным счетом.

И здесь мошенники играют на незнании пользователей элементарных правил банковской безопасности: банки не рассылают писем с просьбой перейти по ссылке или указать свои учетные данные. Также в этих письмах могут содержаться угрозы такого рода, как, например, «в случае не указания вами ваших данных ваш счет будет заблокирован».  

Наряду с фишингом существует «SMS-фишинг», еще известный как «смишинг». Мошенники рассылают сообщения, содержащие ссылку на фишинговый сайт. Входя на него и вводя личные данные, жертва аналогичным образом передает их злоумышленникам. В таких сообщениях также может говориться о необходимости позвонить мошенникам по определенному номеру для решения «возникших проблем».

Есть и более сложная разновидность фишинга, по которой последнее время присылается очень много запросов в Петербургское отделение Интерпола от правоохранительных органов иностранных государств (в основном, это удаленные страны Европы). Механизм таков: компьютер пострадавшего, а это в основном граждане Германии, Франции, Португалии, Норвегии, Испании и Италии, в какой-то момент заражается трояном или вирусом, который осуществляет манипулирование с так называемым файлом-хостом, содержащим базу данных IP-адресов и доменных имен. Пользователь при наборе в адресной строке, набирая сайт своего банка, переходит на сайт поддельного банка. В итоге злоумышленники получают логин и пароль и снимают деньги с этого расчетного счета. Обычно суммы ущерба там не превышают 10 тыс. евро.

Далее схема такова: денежные средства переводятся банковским переводом по системе Western Union или MoneyGram на территорию ближнего зарубежья (либо страны бывшего СССР, либо Чехия, Словения и Польша). Там найденный злоумышленниками пособник обналичивает деньги и передает их мошенникам.

«Злоумышленники ищут таких «пособников» в социальных сетях, «ВКонтакте» или «Одноклассниках». Люди обычно соглашаются, поскольку мошенники разрешают забрать им 2-3% от суммы полученного банковского перевода. В среднем это 200-300 долларов, – рассказывает сотрудник отдела НЦБ Интерпола ГУ МВД капитан полиции Виталий Ткаченко. - У этих же горе-посредников в свою очередь возникают проблемы с правоохранительными органами тех государств, где они находятся. Потому что момент кражи фиксируется как раз тогда, когда деньги обналичиваются».

По словам Виталия Ткаченко, в Петербурге, например, и отдельные граждане, некоторые в силу своего незнания, некоторые из желания заработать, соглашаются стать такими посредниками. Причем  70% – это иногородние студенты 1-3 курсов различных вузов. Встречаются среди таких посредников и безработные, в основном, наркозависимые. Все они по своим паспортным данным получают деньги у нас в банках. И дальше передают по цепочке следующим звеньям и выше – неустановленным лицам.

«Почему они сразу не забирают себе все деньги? Да потому что те люди, которые у нас изначально снимают денежные средства, очень легко устанавливаются. Сами зарубежные представители банков сливают информацию на тех, кто у нас являлся получателем. На допросе посредник говорит, что познакомился с таким предложившим ему подзаработать где-нибудь в баре. Согласился. Потом несколько раз встречался с ним, чтобы передать деньги. Рассказывает, что внешность у такого работодателя самая обыкновенная и даже дает нам номер его телефона, который, к слову, мошенники меняют постоянно. А поскольку запросы нам приходят не сразу, от человека, который занимался снятием денег, очень трудно чего-либо добиться. Он говорит, что уже не помнит, удаляет или теряет телефон? и так далее. И привлечь их, по сути, не за что, поскольку само преступление совершается на территории других государств. Или нет документов, указывающих на то, что это преступление совершено. Поэтому мошенники и применяют схему с участием граждан нескольких стран: во-первых, чтобы запутать следы, во-вторых, чтобы было трудней добиться полной картины всего и прийти к возбуждению дела», – продолжает Виталий Ткаченко.

Знакомство вслепую

Следующий вид обмана – мошенничества с помощью службы знакомств. Это так называемые «брачные мошенничества». На каком-нибудь зарубежном сайте аферисты создают себе учетные записи. К примеру, создали учетную запись вымышленной девушки, которая желает познакомиться с иностранным гражданином. На это ведется какой-нибудь взрослый неженатый иностранец. Начинается переписка. А потом эта «девушка» высказывает желание приехать к иностранцу в гости, чтобы, так сказать, в реальности продолжить их романтические отношения. Но есть один нюанс: для этого ей нужно купить билеты и получить визу, а денег нет, потому что якобы умер родственник, а квартиру продали… В общем, находится масса предлогов. Доверчивые иностранцы направляют деньги на авиабилет, также по системе Western Union, а посредники, о которых говорилось выше, получают их здесь, в Петербурге.

При этом способе мошенники идут дальше. К примеру, иностранец начинает спрашивать, купила ли его избранница билет, а она начинает его «разводить» дальше, мол, «меня на таможне задержали, требуют взятку» и прочее. Зачастую жертвы ведутся и на это. Но большинство уже чувствуют подвох и обращаются с заявлением в полицию. Тамошняя полиция направляет материалы в свое отделение Интерпола. Те уже делают запрос в Интерпол в Москве. А потом запрос попадает в Петербург. «Вот как раз с точки зрения нашего законодательства здесь получается чистое мошенничество. И что важно - момент получения денег заканчивается у нас. В этом случае гораздо проще возбудить уголовное дело по факту мошенничества, чем в случаях с фишингом», – говорит Виталий Ткаченко.

Нигерийский письмопад

«Нигерийские письма» - еще один распространенный вид мошенничества, получивший наибольшее развитие с появлением массовых рассылок по электронной почте. «Нигерийскими» они названы потому, что особое распространение этот вид мошенничества получил в Нигерии, причем еще до распространения интернета, когда такие письма распространялись по обычной почте. Однако нигерийские письма приходят и из других африканских стран, а также из городов с большой нигерийской диаспорой (Лондон, Амстердам, Мадрид, Дубай). Рассылка писем началась в середине 1980 годов. В 2005 году нигерийским спамерам была присуждена «антинобелевская» премия по литературе, настолько профессионально мошенниками составлялись тексты писем, в которых от имени вымышленных людей они просят у получателя помощи во многомиллионных денежных операциях, обещая солидные проценты с сумм.

Сегодня «нигерийские письма» имеют вид обычных электронных писем. Если получатель согласится участвовать, у него постепенно выманиваются крупные суммы денег якобы на оформление сделок, уплату сборов, взятки чиновникам, а потом и штрафы. И при всей, казалось бы, очевидности обмана, было зафиксировано несколько случаев, когда жители Петербурга переводили деньги. Причем миллионы рублей. «Точной статистики у нас нет, поскольку не все обращаются в правоохранительные органы. Но о десятках гражданах можно говорить с полной ответственностью. Начиная переписку с такими людьми, мошенники смотрят, в какой манере пишет жертва. Начинают задавать наводящие вопросы о личной жизни. Отвечают сами, рассказывая о своих похожих личных проблемах, и входят в доверие. Они всячески пытаются создать видимость, что реально существуют и это все - правда. Поэтому надо быть предельно аккуратными с такими письмами», – предостерегает Виталий Ткаченко.

По его словам, в Петербурге на такие письма попадаются в основном люди от 30 лет, но чаще уже пенсионного возраста, умеющие пользоваться компьютерами. В основном наши жертвы довольно состоятельные, занимающиеся бизнесом. Правда, бывают и такие, кто под это специально берет кредиты. 

В последнее время полиция многих стран и власти Нигерии стали предпринимать жесткие меры для расследования и пресечения случаев распространения нигерийских писем, однако рассылки не прекратились.

Латентное противостояние


Если говорить о противодействии, оказываемом Интерполом, то стоит отметить следующие аспекты. При осуществлении работы по запросу сотрудники петербургского бюро проверяют всю информацию, которую им предоставляют зарубежные коллеги. Также они проводят проверку с целью сбора доказательной базы о причастности лиц, которые находятся на территории города, к совершению данного вида мошенничества, осуществляют установление данных лиц, проводят доследственную проверку, направляют материалы в следствие, которое решает - возбуждать дело или нет. Ну и также наши интерполовцы выполняют оперативное сопровождение.

«Основная цель – доведение до суда и привлечение виновных к уголовной ответственности. Основной катализатор нашей работы – запросы, которые приходят от местных полиций стран, где проживает пострадавший гражданин. Если говорить о превентивных мерах – это, прежде всего, аналитика, подготовка методических материалов, взаимодействие с правоохранительными органами, проведение рабочих встреч с УФСБ, со Следственным комитетом. В случае неподтверждения информации или неустановления организаторов идет работа на предупреждение преступления», - рассказывает об особенностях своей работы капитан Ткаченко.

Правоохранитель также поведал, что в настоящее время количество запросов по компьютерному мошенничеству составляет несколько сотен. Просто не все пострадавшие обращаются в правоохранительные органы. К примеру, те, кто пострадал от мошенничества с объявлениями о знакомстве, находясь в браке, не сообщают о том, что их кинули, боясь огласки. 

Те же лица, кто просто получает переводы по уголовным делам, так называемые посредники, проходят как свидетели. Все они упирают на то, что их обманули, что они не знали о криминальном происхождении этих денег и т.д. Да и ущерб там крайне редко бывает особо крупным. 

«У всех подобных мошенников общей организации нет. Те, кто участвует в этих схемах, даже не знают друг друга, выполняя каждый какое-то определенное действие и получая за это вознаграждение. Опасность же заключается в том, что наносится ущерб имиджу банка. И вообще эти преступления, как правило, носят латентный характер, причем чем больше латентность, тем больше ущерб. Мошенники поступают достаточно осторожно. Чтобы не привлечь внимание, суммы дробятся», - подчеркнул Виталий Ткаченко.

Как уберечься от компьютерного мошенничества:

1. Иметь на своем рабочем или домашнем компьютере хорошую антивирусную защиту и лицензионное программное обеспечение.
2. Не отвечать на непонятные письма, которые приходят от незнакомых или неустановленных адресатов.
3. Не переходить по подозрительным ссылкам, которые указаны в письмах, на форумах, либо не отвечать и не соглашаться на какую-либо помощь. Вообще с подозрением относиться к предложениям об оказании помощи, которые были высказаны незнакомым лицом в социальных сетях в плане осуществления каких-то финансовых операций.
4. Учащимся колледжей и студентам петербургских вузов не соглашаться на предложения о работе, которая заключается в получении денежных средств по системе Western Union или MoneyGram на территории Петербурга от незнакомых лиц.

Закрыть