Яндекс.Метрика
  • Алина Голубева

Елена Бережная: Детский ледовый театр по-хорошему «взорвет» аудиторию

Звезду фигурного катания Елену Бережную знают во  всем мире не только потому, что вместе с Антоном Сихарулидзе они завоевали для России золото на XIX Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Лена некогда сумела победить судьбу, а недавно обрела новую профессию.

Звезду фигурного катания Елену Бережную знают во  всем мире не только потому, что вместе с Антоном Сихарулидзе они завоевали для России золото на XIX Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Лена некогда сумела победить судьбу, а недавно обрела новую профессию.

"Петербургский дневник": Елена, как известно, Детский ледовый театр, художественным руководителем которого вы не так давно стали, существует уже не первый год, но при этом никогда не имел своей площадки. Есть ли на­дежда на то, что ситуация изменится к лучшему?

Елена Бережная: По логике вещей такой театр просто необходим городу со статусом культурной столицы России. У нас накоплен большой опыт постановки ледовых шоу, есть широкий творческий потенциал в лице уже известных публике звезд фигурного катания, а также перспективных молодых спорт­сменов. Не говоря о том, что всегда присутствует некий дефицит специальных представлений для детской аудитории, и такой театр мог бы сделать Петербург более привлекательным для туристов из других городов и стран. У нас есть перспективный план развития театра, который мы представили городу, и сейчас появилась надежда, что этот план будет осуществлен.

"Петербургский дневник": Что это за проекты и как скоро зрители смогут их по достоинству оценить?

Елена Бережная: На этот год мы готовим к показу несколько ледовых постановок, на мой взгляд, весьма достойных. При этом две новые постановки театр уже показал городу. Одна из них – «Щелкунчик», который готовится к гастрольному туру. Этот спектакль на льду создан для театральных сцен с использованием пластикового льда нового поколения. Так что спектакль, с которым уже знаком российский зритель, мы переводим, так сказать,  в мобильный формат – чтобы его можно было показывать не только на большой ледовой арене, но и в театре. 

Вторую постановку, спектакль «Буратино на льду», смогли увидеть более 170 тыс. школьников в СКК «Петербургский» в рамках ежегодных Губернаторских елок. Это то, что мы уже сделали за полгода нашей работы в театре. Возвращаясь к разговору о «собственном доме» для театра, хочу сказать, что речь не идет о строительстве нового здания, нас устроила бы пока некая стационарная площадка, где мы могли бы раз в 2 месяца показывать свои спектакли и проводить постоянные репетиции на льду.

"Петербургский дневник": А как до сих пор работал Ледовый театр?

Елена Бережная: Годовой план предусматривал всего 15 выступлений в Петербурге, причем не всегда приходилось давать представление в сроки, которые устраивали нас: мы вынуждены были играть спектакли в те дни, когда была свободна площадка. К тому же нам нужен лед для репетиций. 

"Петербургский дневник": Что заложено было в проекте, который вы с директором Ледового театра недавно представляли на коллегии при Комитете по культуре?

Елена Бережная: Мы презентовали концепцию развития театра, в которой отразили наше видение театра в ближайшем будущем, наши идеи по новым постановкам и по тем вещам, которые необходимо получить театру, чтобы эти идеи воплотить в жизнь, чтобы создавать действительно красивые, зрелищные, конкурентоспособные спектакли с использованием современных технологий.

А для этого у театра должна быть соответствующая база, как техническая, так и сам лед для репетиций и показов. Конечно, не все можно сделать одним днем, потребуется время, но мы очень рады, что коллегия поддержала нашу концепцию. Это позволит реализовать большую часть наших идей уже в этом году.

"Петербургский дневник": Насколько я понимаю, та ниша, которую занимает Детский ледовый театр, пока не слишком соответствует вашим амбициям как художественного руководителя… Ведь не секрет, что у вас был огромный опыт участия в мировых ледовых шоу.

Елена Бережная: Могу сказать с полной определенностью, что сделать сегодня по-настоящему качественное шоу – весьма дорогое удовольствие. Ведь дело не только в богатых декорациях, роскошных костюмах и качественной музыке. Чтобы привлечь к сотрудничеству популярных, раскрученных артистов, способных творить на льду чудеса, надо их серьезно заинтересовать, и не только возможностью интересной творческой работы, но, простите, и хорошими гонорарами. Звезды фигурного катания сейчас нарасхват, ледовых шоу по всему миру достаточно много, конкуренция растет. Но нам в Санкт-Петербурге, городе с богатейшей историей фигурного катания, самым большим числом олимпийских чемпионов и именитых тренеров, имея свой государственный ледовый театр, необходимо создавать такие постановки, которые как минимум будут не хуже мировых, а еще и лучше. 

"Петербургский дневник": Тем не менее вы считаете, что ваш художественный продукт будет востребован?

Елена Бережная: Нисколько в этом не сомневаюсь. Ведь помимо исторически сложившегося в нашей стране особого отношения к фигурному катанию как к одному из самых любимых зрителями виду спортивных соревнований, интерес к этому виду зрелищ сегодня подогревается популярными ледовыми шоу, которые собирают у телевизоров половину страны.

И на этой новой волне интереса при некоторой поддержке наш проект мог бы процветать. Ведь живой ледовый театр дает гораздо больше, чем пусть даже самое дорогое телевизионное зрелище. Мы очень надеемся на то, что у нашего театра появится свой постоянный зритель, и не только среди детей. Хотя стоит вспомнить о том, сколько ребят решили прийти в фигурное катание после побед наших фигуристов на мировых аренах.

"Петербургский дневник": Есть ли у вас конкуренты в своем сегменте и в чем будет заключаться особенность вашего Ледового театра?

Елена Бережная: В городе есть балет на льду, а это не то же самое, что театр. Что касается особенностей нашего проекта, то мы хотим, чтобы наши постановки были адресованы не только детской аудитории, но и собирали как можно больше зрителей разных возрастных категорий. Я верю: в конце концов мы по-хорошему «взорвем» аудиторию, соберем у нас всех звезд, а когда постановок накопится достаточно много, сможем работать как нормальный репертуарный театр – хотя бы 5 дней в неделю.

"Петербургский дневник": Как я знаю, пока ваша труппа не очень велика и звезд вы будете приглашать на договорной основе. Есть ли уже какие-то предварительные договоренности с известными фигуристами?

Елена Бережная: Да, хорошие фигуристы сейчас нарасхват, однако с нами уже готовы сотрудничать молодые, но успевшие о себе громко заявить спортсмены. Надеюсь, что как раз участие в наших постановках и поможет им окончательно укрепиться в звездном статусе.

"Петербургский дневник": А ваш любимый тренер Тамара Николаевна Москвина, или, как вы ее предпочитаете называть, – Тамарочка, поддерживает вас в ваших начинаниях?

Елена Бережная: Мы с ней и сейчас не расстаемся: я помогаю ей тренировать молодых ребят, что помогает мне держать форму. А если говорить о моем решении встать у руля Детского ледового театра, то мой тренер хоть и поддержала меня по обыкновению, но при этом предостерегла от безудержного оптимизма. Она считает, что на быстрый успех рассчитывать не следует.

"Петербургский дневник": Но ведь жизнь доказала, что вы – настоящий боец и не сдаетесь ни при каких обстоятельствах. Мне всегда казалось, что вы похожи на  хрупкого ангела, но крылья у этого ангела – железные. А теперь у вас под каждым крылом – по птенчику. Расскажите о своих детях – ведь это еще и ваши потенциальные зрители.

Елена Бережная: Они доставляют мне много радости, хотя со вступлением в новую должность времени на общение с детьми остается немного. После периода, когда приходилось жить на две-три страны, мы окончательно перебрались в Петербург. Сонечка еще совсем мала, а Тристану уже пять с половиной – пора о школе подумать.

"Петербургский дневник": А о фигурном катании пока не мечтают?

Елена Бережная: Они нечасто приходят покататься на коньках – только когда время моих тренировок совпадает с их распорядком. Соня очень способная, и у нее все получается. А Тристан увлекается только «Формулой-1» и только с этим видом спорта собирается связать свое будущее.

Я на них не давлю, да и загруженность работой не позволяет с головой уйти в их воспитание. Не привыкла я дома сидеть.

"Петербургский дневник": Из чего состоит ваша работа художественного руководителя?

Елена Бережная: Я полностью руковожу художественным процессом. У нас сложилась хорошая команда молодых специалистов, мы часто проводим творческие совещания, на которых обсуждаем наши идеи, планы, сценарии, музыку и так далее. Мне нравится та атмосфера, которая была создана нами за время моей работы в театре. Мне нравится принимать участие в постановочном процессе, я часто даю комментарии и советы, предлагаю свое видение роли или сцены.

"Петербургский дневник": То есть, по сути, вы занимаетесь режиссурой? Ведь в одном давнем интервью на вопрос, чем бы вы хотели заняться, когда уйдете из спорта, вы ответили – кинорежиссурой. Что же помешало?

Елена Бережная: Я подумала, что не готова еще полжизни учиться на кинорежиссера, и остановилась на том, что было ближе к моей основной профессии. Театр – это тоже очень интересно.

"Петербургский дневник": А какую новую постановку сейчас готовит ваш театр?

Елена Бережная: Сейчас театр готовится к созданию трех новых постановок – для детской, семейной и взрослой аудитории. В этом году наступает дата 400-летия дома Романовых, и это натолкнуло нас на идею создать спектакль для всей семьи «Принцесса Анастасия на льду». И сейчас мы в активном процессе создания именно этой постановки.

"Петербургский дневник": И когда петербуржцы увидят эту постановку?

Елена Бережная: Для льда сезон начинается с осени, поэтому ближайшие показы мы планируем в октябре-ноябре, в осенние школьные каникулы. А после и в новогодние праздники петербуржцы и гости города смогут прийти на наши спектакли.

"Петербургский дневник": В каком стилистическом ключе вы хотели бы работать?

Елена Бережная: Мне не хотелось бы ограничивать себя каким-то одним стилем. И по своей направленности спектакли должны быть разнообразными. Для детей младшего возраста будем ставить нечто образовательно-поучительное, чтобы они учились понимать, что такое хорошо, а что такое – плохо. А для более взрослой аудитории – что-нибудь развивающее душу. И еще очень важно, чтобы музыка была хорошая.

Закрыть