twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В Петербурге быть рабочим вновь престижно

В Петербурге наметилась хорошая тенденция – в моду вновь входят рабочие профессии, такие как токарь, сварщик, слесарь.

В Северной столице принята программа модернизации профессионального образования до 2015 г. На эту программу из бюджета выделено около 4 млрд рублей.

У выпускников профессиональных лицеев появилась возможность выйти на работу сразу после окончания учебы. «Практически все учреждения (начального и среднего профессионального образования. – Ред.) работают по договорам с работодателями», – сказала Жанна Воробьева, председатель Комитета по образованию. Система выстроена таким образом: лицеи получают заявки от руководителей предприятий, сколько рабочих и по каким специальностям потребуются на производство через 3 года, на основе этих данных в лицеях идет набор. Когда ребята заканчивают учебу, им дают работу. 

К примеру, Геннадий Шорников, директор лицея №42, рассказал о том, что профессиональный лицей сотрудничает с Кировским и Обуховским заводами, предприятием «Электросила» и несколькими научно-исследовательскими институтами. «Ребята проходят практику в мастерских Кировского завода, адаптируются на производстве. Это хороший пример сотрудничества базового предприятия и специализированного учебного заведения», – сказал Геннадий Шорников. Он также отметил, что все расходы на мастерские для студентов берет на себя завод. 

В последние 20 лет учебные базы лицеев и колледжей обновлены, в них завезено современное оборудование для учебы. Именно поэтому у предприятий, где нужны штучные специалисты, появился интерес к выпускникам лицеев. По данным, озвученным на заседании городского правительства 19 февраля, на переоснащение учебных баз колледжей в 2012 г. выделено около 896 млн рублей по программе модернизации.  

Сегодня в системе среднего профессионального образования работают 50 лицеев, из них 42 городских, три федеральных и пять коммерческих. В системе начального профессионального образования – 36 учреждений. 

В 2012 г. на первый курс приняты почти 20 тыс. студентов, половина из них будут получать начальное профессиональное образование, а затем появится возможность продолжить учебу в вузе. Жанна Воробьева отметила, что количество учебных заведений сократилось по сравнению с их числом в советское время. Однако количество профессий, которым можно обучиться, не уменьшилось.

Реорганизация системы профессионального образования существенно повлияла на трудоустройство студентов Петербурга.

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга:

«Мы создаем условия для детей, чтобы они получали современное и качественное образование, но все мы с вами знаем, что невозможно научить человека, который не хочет учиться. Есть большой пласт подростков, которые в этом пока не заинтересованы. Поэтому одна из наших задач – воспитать в детях желание получать образование. Донести до детей, что читать и получать образование – это модно».

Андрей Максимов, председатель Комитета по науке и высшей школе:

«На модернизацию государственных учреждений профобразования, которые находятся в ведении нашего комитета, в 2012 г. выделено более 200 млн рублей. Комплексная программа предусматривает полное развитие всех образовательных сфер. За прошедшие годы педагоги сделали то, что невозможно оценить материально, – провели реорганизацию и при этом сохранили теплую атмосферу в преподавательских и студенческих коллективах».

Жанна Воробьева, председатель Комитета по образованию:

«На заседании правительства рассматривали и вопросы школ и профессионального образования, это здорово, что все направления образования прозвучали. Утвердили результаты большой работы. Не так давно профессиональные лицеи пережили реорганизацию. Учреждения, работающие в одной сфере, к примеру, в судостроении, объединялись для создания общей базы, чтобы готовить специалистов для кластеров Петербурга. Созданные учебные центры качественно отличаются от того, что было раньше».

Алексей Воронцов, председатель комиссии по науке и высшей школе в Законодательном собрании:

«Должен сказать, что в 1990-е гг. приходилось спасать систему профессионального технического образования, не было финансирования. На меня произвело сильное впечатление то, что я увидел (на объезде комиссии 15 февраля трех лицеев Кировского района – №42, 116 и 130. – Ред.). Они оборудованы современной техникой, электроникой, сделан хороший ремонт, а главное – я не увидел так называемых пэтэушников. Я увидел думающих студентов, у которых есть желание учиться».

Валерий Шубарев, директор компании «Авангард»:

«Сфера, в которой работает наше предприятие, – радиоэлектроника – полностью зависит от качества среднего профессионального образования. Важно, что в городе есть успехи в этой области и правительство рассмотрело все вопросы обучения комплексно. Главный успех в том, что предприятия хотят участвовать в процессе образования студентов. Нам важно готовить специалистов для промышленности Санкт-Петербурга. Пока остаются проблемы с подготовкой по техническим специальностям, но нам удастся их решить».


  • Текст
  • Тамара Панченко
  • Анна Литвинко