twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Илья Штемлер: "Все мои романы сделаны по личным наблюдениям"

Известный петербургский писатель Илья Штемлер, стоявший у истоков Петербургского ПЕН-клуба, недавно отметил 80-летний юбилей. В Доме писателя вице-губернатор Василий Кичеджи вручил юбиляру почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Маститый литератор, вернувшийся из поездки по Соединенным Штатам, накануне важного события рассказал о своем творческом самочувствии.

"Петербургский дневник": Илья Петрович, почему вы решили справлять юбилей вдали от родного Петербурга?

Илья Штемлер: Да просто сбежал ото всех. Захотелось отметить круглую дату в окружении родственников и старых друзей, которых давно не видел. Все меня чествовали, любили, говорили добрые слова, вспоминали общее прошлое. Потом я выступил на канале RTVI, встретился с читателями в Бруклинской библиотеке, а до Чикаго, куда меня тоже звали, уже не доехал…

"Петербургский дневник": В каком творческом настроении встретили 80-летие?

Илья Штемлер: Настроение прекрасное, но рассказывать о творческих планах не люблю: начал что-то кропать, а что получится – неясно. И название у романа подходящее – «Туманные берега»: нашел героя, подверстал к нему героиню, остальное – в тумане. В том-то и манок литературы, что ты не представляешь себе развитие сюжета. Зато недавно вышел мой трехтомник, в нем три романа – «Коммерсанты», «Сезон дождей», «Нюма, Самвел и собачка Точка», а еще автобиографическая вещь «Звонок в пустую квартиру».

"Петербургский дневник": А  сценарии больше не пишете?

Илья Штемлер: Работа в кино для сценариста – сплошное унижение, всякий норовит слово выкинуть или поменять местами фразы, а спорить с режиссером бесполезно. Словом, роман с кинематографом у меня не сложился. И в театре мои вещи инсценировали, но специально пьесы я не писал: я чистый прозаик. Все мои романы сделаны по личным наблюдениям: прежде чем взяться за перо, я и в такси работал, и в поезде проводником, и в ДЛТ. Названия моих произведений говорят сами за себя – «Поезд», «Универмаг», «Архив», «Коммерсанты»…

"Петербургский дневник": Словом, вы шли путем Артура Хейли?

Илья Штемлер: Не люблю этих сравнений. Можно ведь сказать, что Хейли пошел путем Мольера, который работал в парикмахерской, а потом садился за рукопись…

"Петербургский дневник": Какие проблемы писательского сообщества вас сегодня волнуют?

Илья Штемлер: У писателей, даже самых талант­ливых и популярных, всегда были проблемы. Что до волнений, то я всегда был против разделения писательского союза на два крыла. До сих пор считаю этот раскол нонсенсом. На самом деле произошла типичная для русской литературы история – разделение на правых и левых, на западников и славянофилов. Но если бы был единый союз, и проблемы писательские быстрее решались бы. Когда тебе 80 лет, начинаешь понимать, что все эти разногласия – мура собачья.

Союз должен быть один, большой и крепкий, сбитый дружбой и творчеством. Во все времена были отдельно взятые «нерукопожатные» люди, но это не означает, что надо непременно разбегаться. Союз проиграл от этого раскола. И здравомыслящие люди это понимают.

"Петербургский дневник": А в ПЕН-клубе вы еще состоите?

Илья Штемлер: Когда-то я был одним из его организаторов, потом – вице-президентом. Сейчас в руководство пришли молодые, мы тоже ходим на заседания, когда приглашают. Сегодня появилась другая замечательная компания – Дом литературы и книги, которым руководит Дмитрий Каралис. А учредителями были четверо – мы с Борей Стругацким, сам Дима и Саша Житинский, которого, увы, уже нет. Считаю, что Дима делает большое дело.

"Петербургский дневник": А как вы оцениваете помощь города писательскому сообществу?

Илья Штемлер: Я с большим уважением отношусь к тем шагам, которые городская власть сделала в поддержку литераторов. Оживилась жизнь в Доме писателя, более того, появилась перспектива перебазировать его в Дом журналиста на Невском, который сейчас ремонтируют. Дом писателя, как оперный театр, должен быть в центре города, в средоточии культурной жизни. И в Москве, и за границей дома писателей находятся в исторических местах. Думаю, журналисты с писателями уживутся.

Радует, что вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи проявляет живой интерес к писательским делам, часто бывает в нашем доме. Дорогого стоит и инициатива Смольного по изданию книг петербургских писателей – такого не бывало с советских времен, когда литераторов действительно ценили.

После перестройки писатели бедовали, да и сейчас еще бедуют. Если прежде на гонорар за один том можно было прожить несколько лет, то сегодня не проживешь и недели. Так что литературе помогать надо.


  • Текст
  • Татьяна Позняк