18+
  • $
    100,22
  • 105,81
  • £
    126,93
  • Пробки 
    4
18+

Лифты как произведение искусства

11 апреля 2019

Истории самых необычных лифтов города на Неве – в спецпроекте «Петербургского дневника»

Дореволюционных лифтов в городе на Неве мало. Но это неудивительно. В советское время специалисты не уделяли должного внимания наследию, поэтому, например, исторические детали от тех же лифтов нещадно выкидывались на помойку.

Сегодня мы можем увидеть подъемные механизмы советского периода. Аутентичных осталось лишь несколько. Показываем вам их.

Витебский вокзал

Картинка
Фото: Александр Глуз

В здании Царскосельского вокзала (ныне Витебский. – прим. ред.) в 1904 году работали 11 лифтов трех разных типов: гидравлический, электрический и электрогидравлический с ручным приводом. Даже если тут выключали электричество, лифты продолжали функционировать за счет специалистов, которые вращали валы и поднимали пассажиров.

Сейчас в здании работают только лифты № 10 и 11. При подъеме на второй этаж, где расположены платформы, их не сразу и заметишь. Они выглядят как некие коробки с красивыми декоративными элементами.

Картинка
Фото: Александр Глуз

На самом деле в дореволюционное время лифт № 11 предназначался только для спуска крупногабаритных вещей и предметов. Например, когда человек или целая семья уезжали на дачу, как правило, они забирали с собой все вплоть до мебели. Этот лифт очень помогал им со спуском вещей.

Лифт № 10 не только спускал и поднимал вещи, также им могли пользоваться люди с ограниченными возможностями, а в военное время на этом лифте перевозили раненых на носилках. Интересно, что с тех пор осталось только внешнее убранство, узоры на стенах подъемных машин.

В советское время в лифте № 11 поменяли кабину, но сама шахта осталась. А вот у его «друга» под № 10 кабина совсем современная, но также сохранились шахта и внешний декор.

Дом купцов Елисеевых

Картинка
Фото: Александр Глуз

Первый лифт в жилом здании появился в 1891 году. Он украсил дом купцов Елисеевых на улице Ломоносова, 14. Точнее, ту часть дома, которая выходит на набережную реки Фонтанки.

Сейчас от него остались лишь некоторые исторические фрагменты, но зато продолжает работать его «брат». Лифт украшает часть дома, где расположена знаменитая парадная «Ромашка».

В дореволюционное время лифт имел паровой механизм, его поднимала и опускала паровая машина. «В то время это было просто, надежно и удобно для местных жителей. Но дорого в обслуживании. В XIX веке паровые лифты можно было увидеть на фабриках в США и Европе. На предприятиях были паровые машины – отличное питание для таких лифтов. А вот в жилом доме работа парового двигателя обходилась недешево», – рассказывает краевед Алексей Шишкин.

До наших дней паровой лифт не сохранился, но можно увидеть историческую шахту. Механизм и кабины были установлены уже в советское время.

«Думаю, что сегодня аналогов этому лифту просто нет. Если вдруг он сломается, вряд ли кто-то из специалистов сможет установить в шахту подобную «круглую» модель», – рассказывает технический директор одной из компаний, которая занимается заменой и установкой лифтов, Максим Ковалев.

Дом журналиста

Картинка
Фото: Александр Глуз

В 1829 году на Невском проспекте, 70, был построен доходный дом Сухозанета. С 1864 года здание принадлежало Петербургскому купеческому сообществу.

Примечательно, что лифт в нем появился позже, в 1910-1911 годах. Жезл на шахте лифта как раз говорит о том, что в здании работали люди, занимавшиеся коммерцией. Подъемное сооружение, к слову, было гидравлическим.

«В 1910 году в Российской империи по большей части уже перешли на электрические лифты, но в этом случае специалисты применили старомодную технологию и сделали его гидравлическим», – рассказывает Алексей Шишкин. Стоит отметить, что дореволюционные гидравлические лифты имели некоторые особенности. Как правило, они состояли из двух шахт. В одной была установлена кабина. Вторая шахта находилась под первой, в ней располагалось устройство, напоминающее стакан, наполненный водой. В этой же емкости помещался поршень, который при подаче воды под давлением выталкивал кабину и поднимал ее вверх.

Сейчас в гидравлическом лифте дополнительной шахты нет. «Внутри основной шахты установлен «бак» с маслом, который так же под давлением гоняет поршень, и, как следствие, кабина поднимается», – пояснил Максим Ковалев.

К слову, здесь сохранилось внешнее убранство, узоры и даже частично деревянные фрагменты самой кабины лифта.

Здание Волжско-Камского банка

Картинка
Фото: Александр Глуз

У станции метро на Невском проспекте, 38, стоит здание Волжско-Камского банка, по которому просто так не погуляешь. Но нас впустили.

Построено оно в первой половине XIX века в стиле классицизма. Позднее его неоднократно расширяли и достраивали. Таким, как сейчас, оно стало после реконструкции 1899 года под руководством архитектора Бенуа, когда в здание въехал Волжско-Камский банк.

Первый этаж финансовое учреждение оставило за служебными помещениями. Тут же расположен главный вход.

На втором этаже был устроен актовый зал, куда и отправлялись клиенты для кредитно-денежных операций. Для того, чтобы облегчить доступ к кассовому залу, здесь в 1898 году установили лифт. В советское время специалисты решили, что лифт в этом двухэтажном общедоступном здании просто не нужен. В итоге подъемник вместе с шахтой демонтировали.

Сейчас петербуржцы видят точную копию шахты конца XIX века, выполненную по оригинальным чертежам в начале 2000-х годов. А по стилизованной шахте ходит кабина современного вида.

«Шахту воссоздали под руководством известного архитектора Никиты Явейна. Отмечу, что для этого лифта в дореволюционное время был сделан индивидуальный декор, который тоже не сохранился и был восстановлен», – отметил Алексей Шишкин.

Впрочем, внутреннее убранство здания тоже было полностью воссоздано. Ничего исторического в нем практически не осталось, разве что светильники. Кстати, по большей части декоративные ограждения шахт подъемников выпускали часто даже не сами лифтовые предприятия, а сторонние фирмы, занимавшиеся металлодекором. Например, «Ф.Сан-Галли», «О.Шмидт», «Винклер».

В здании «Пассажа»

Картинка
Фото: Александр Глуз

Сейчас в здании «Пассажа» на Невском проспекте, 48, можно увидеть два пассажирских лифта. Их установили в 1910 году. На тот момент, это были самые большие пассажирские подъемники. Они обслуживали клиентов 64 лавок, которые открылись в Пассаже.

Пока специалистам не удалось определить, кто же произвел эти лифты. Но в ближайшее время это станет возможным благодаря архивным документам: кредитным описям и бланкам заказов оборудования. Оно, кстати, нужно было для реставрации пассажа в 1900 году. По словам Максима Ковалева, по сегодняшним меркам этот лифт весьма маленький. Выдержит максимум 5 человек, а это примерно 400 кг. «Декоративные элементы на шахте лифта оригинальные, отреставрированные. А вот кабина лифта новая – установлена при последней реконструкции здания. В нем, кстати, гораздо больше лифтов. Грузовые подъемники сейчас находятся в служебных помещениях, поэтому они закрыты от любопытных глаз», – рассказывает Алексей Шишкин.

Вообще главную цель установки лифта в «Пассаже» можно даже назвать корыстной. Количество посетителей торговой точки постоянно увеличивалось, особенно большой охват был в лавках на втором этаже здания. Тогда для тех, кто снимал помещения лавок на верхнем этаже, владельцы подняли арендную плату. По сути, лифт помог с притоком покупателей.

Кстати, это был первый лифт в торговом здании нашего города.

Картинка
Фото: Александр Глуз

Дом Первого общества взаимного кредита

Картинка
Фото: Александр Глуз

Один из самых старых лифтов Петербурга располагается в здании Первого общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13. Точная дата установки лифта неизвестна в силу того, что строительство и отделка здания банка продолжались более десятилетия с 1888 по 1900 год. Лифт, однако, наряду с другими ультрасовременными удобствами был внесён в план устройства здания ещё в 1887 году.

В самом здании с видом на канал расположился самый старый из всех банков Российской Империи. Здание построили по проекту архитектора Павла Сюзора.

Члены общества взаимного кредита настолько трепетно подошли к строительству этого дома, что отправили архитектора в командировку по Европе. Прежде всего, в Бельгию и Нидерланды. В конце XIX века эти страны были банковскими столицами Европы. «Вероятно, из этой командировки Сюзор и привез идею установки лифта в банковском здании. Лифт поднимал гостей на один этаж вверх. Предполагаю, что собрала его фирма «Otis». Во всяком случае, с ней Сюзор сотрудничал в дальнейшем еще на нескольких объектах», – рассказывает краевед Алексей Шишкин.

На кованой шахте лифта можно разглядеть аббревиатуру ПОВК (Первое общество взаимного кредита). Несмотря на то что шахта довольно большая, фактически лифт был совсем маленький. Эксперт полагает, что собран он в России.

«Сейчас он не работает, поскольку вышел срок эксплуатации. И шахта лифта гораздо больше, чем кажется. Кстати, мне видится, что здесь будет легче поменять кабину, чем в том же жилом доме купцов Елисеевых», – рассказал эксперт по лифтам Максим Ковалев. К слову, особенность этого здания в том, что практически всю свою историю оно принадлежало банкам.

Какое-то время помещение занимал государственный банк СССР, потом банк Первого общества взаимного кредита – он так и назывался. Со временем этот банк перешел в руки французской группы Societe Generale, частью которой сейчас является Росбанк.

Именно Росбанк провел реконструкцию здания с полным воссозданием декора, точнее, с его реставрацией. Верхняя станция подъёмника, в отличие от нижней, декорирована так, чтобы лифт был максимально незаметен и техническое устройство не нарушало общий вид интерьера второго этажа фойе.

Дом Зингера

Картинка
Фото: Александр Глуз

Американская фирма «Зингер» в 1902 году решает построить штаб-квартиру в России на Невском проспекте, 28. К разработке проекта приглашают архитектора Павла Сюзора. Одно из пожеланий заказчика – построить здание, которое будет похоже на американские высотки. Хорошим примером было здание Зингер-Билдинг в Нью-Йорке. Высотное сооружение в Америке было оснащено 4 лифтами.

Предполагалось, что «брат» американской высотки в Петербурге тоже будет иметь четыре лифта. Но первоначальную версию проекта изменили, и вместо четырех оставили только два подъемника. Они, кстати, были электрические. Их установили при строительстве здания. Занялась этим тоже американская фирма «Otis». Эта была первая компания, которая познакомила весь мир с электрическими машинами, но известность ей принесло другое.

«Основатель компании американский изобретатель Элиша Отис был первым, кто придумал систему задержки лифта в шахте при обрыве каната. Вероятно, поэтому лифты его компании пользовались такой популярностью», – рассказал Максим Ковалев. К слову, если сейчас зайти в Дом книги через двери по левую руку от центрального входа, то можно увидеть как раз два лифта и мраморную лестницу. Ее по первоначальному проекту не было. Шахту, украшенную различными узорами и декором, сделала компания «О.Шмидт».

Картинка
Фото: Александр Глуз

Дом Мертенса

Картинка
Фото: Александр Глуз

В 1911-1912 годах на Невском проспекте, 21, появилась торговое здание, в котором продавали меховые изделия купца Мертенса. Здесь также можно было купить обработанные шкуры животных, заказать пошив или приобрести готовое меховое изделие.

Часть помещений была отдана под торговые залы, другая часть сдавалась в аренду, а верхние этажи занимали офисы. По сути, это был гибрид торгового дома и, как бы мы сказали сегодня, бизнес-центра. Сейчас на внутридворовую территорию без разрешения представителей управляющей компании дома, попасть нельзя. Однако именно там от любопытных глаз прохожих скрыт «элемент маркетинга» XX века – медведь, который сидит на постаменте. Низ основания украшен маскароном в виде льва, из пасти которого льется вода.

В те времена купец выбрал медведя в качестве логотипа торгового дома – это было единственное животное, шубу из которого купить было нельзя. Логотип так и остался символом торгового дома. Еще одним интересным местом в этом доме является парадная лестница, через которую сегодня, в том числе сотрудники магазина «Zara», поднимаются на работу. Именно рядом с этой лестницей сохранился дореволюционный стеклянный лифт, который был установлен в этом доме в 1907 году. Его изготовили в Берлине на электромеханическом заводе «Сименс-Шуккерт».

Кстати, это была первая компания, «пионер» электрического лифтостроения, ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году – еще до Элиша Отиса.

И если Отис был массовым поставщиком электрических лифтов, то Сименс – их изобретатель. В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения. Пользоваться лифтом можно было лишь строго с помощью оператора. Подъемник мог поднять до 400 кг за раз. Лифт пережил две модернизации. Первую в 1955 году. Тогда заменили оригинальный силовой механизм. Кабину, что необычно для Советского Союза, сохранили. Современный вид лифту придали в 2008 году при реставрации и реконструкции фирмой «Штейн», той самой, что когда-то установила подъемник в Доме журналиста.


Автор текста: Яна Григорьева.

Сетевое издание spbdnevnik.ru — городской информационный портал Правительства Санкт-Петербурга. Новостной информационный сайт рассказывает о важных городских событиях и публикует информацию "из первых рук". Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС 77- 70953 выдано 7 сентября 2017 года. Учредитель: ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр". Генеральный директор ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" Яковлева Л.В. Тел. +7 (812) 346-46-92 Главный редактор Смирнов К.И. (smirnov@spbdnevnik.ru) Адрес редакции: 197064, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 11/4 Тел. (812) 670-13-05 Факс (812) 670-13-06 E-mail: info@spbdnevnik.ru По вопросам информационного партнерства: pr@spbdnevnik.ru Авторские права защищены. Перепечатка, использование материалов частично или полностью без разрешения редакции запрещена. При использовании материалов ссылка на spbdnevnik.ru обязательна. Точка зрения обозревателей не обязательно совпадает с мнением редакции и позицией Правительства Санкт-Петербурга. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются. Редакция не предоставляет справочной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и материалах. Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации