За 8 месяцев 2018 года пожарно-спасательными подразделениями, обеспечивающими безопасность в Санкт-Петербурге, совершено около 48 тысяч выездов на различные происшествия.
На сегодняшний день гарнизон оснащен передовой техникой, позволяющей решать любые кризисные ситуации мегаполиса, но так было не всегда.
История появления отечественных огнеборцев
История появления отечественных огнеборцев уходит глубоко в века. Деревянные города Руси несли тяжелые потери от огненных смерчей. К примеру, в Новгороде страшный пожар 1212 года испепелил свыше 4 тысяч дворов, число погибших исчислялось сотнями, а московский пожар 1354 года практически уничтожил город.
Во время царствования Алексея Михайловича Романова издается указ от 1649 года о «Градском благочинии», устанавливающий порядок тушения пожаров в Москве. Историческая ценность указа заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города. Однако все эти меры носили эпизодический характер и не решали проблему.
Исторической вехой стал указ императора Александра I, в котором говорилось: «всех обывателей столицы от содержания пожарных служителей освободить и как ночных стражей, так равно пожарных работников, ни от кого не требовать, а для тушения пожаров составить особую команду из солдат». Так впервые в стране в Санкт-Петербурге была создана профессиональная пожарная команда. Она включала в себя 11 пожарных частей.
Выезд пожарной команды на пожар был эффектным и зрелищным. Под тревожный звук сигнальной трубы, разгоняющий прохожих, пожарный обоз, возглавляемый верховым, мчался по улицам. Следом, гремя по булыжной мостовой, пожарный обоз устремлялся к месту пожара. Снаряжение пожарных частей в начале 19 века было более чем скромным: бочки с водой, ручные насосы, лестницы, ведра, лопаты, веревки, топоры да багры.
В 1895 году на вооружение петербургских пожарных была принята четырехколенная механическая лестница производства Пожарного депо Санкт-Петербурга. Лестница раздвигалась на 12 саженей (25 метров).
Первый пожарный автомобиль в России был изготовлен на заводе «Фрезе и Ко» в Санкт-Петербурге в 1904 году и передан Александро-Невской пожарной части. Мощность его мотора составляла 16 лошадиных сил, автомобиль развивал скорость до 26 км\ч. При этом автомобилизация пожарной охраны по-настоящему началась лишь после Октябрьской революции.
В циркулярном распоряжении Главного комиссариата по делам страхования и борьбы с огнем от 20 июля 1918 года говорилось о приобретении легких грузовых автомобилей для того, чтобы частично перевести пожарные команды с конной тяги на автомобильную.
К 1927 году в Ленинграде из 26 пожарных частей были автомобилизированы 22. На вооружении профессиональной пожарной охраны страны к началу 1927 года насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.
С 1931 года, вступившие в строй Московский и Горьковский автозаводы стали выпускать шасси для автомобилей «ЗИС-5» и «ГАЗ-АА», а в 1934 году – специальные шасси для пожарных автомобилей «ЗИС-11». Эти автомобили были оснащены мощными для того времени центробежными насосами высокого давления.
Оснащение пожарных частей специальной техникой всегда были непростым делом. Развитие городской инфраструктуры и рост городов приводили к появлениям новых рисков, которые требовали от огнеборцев и их техники все больше и больше. В процессе оснащения новой спецтехникой Петербург всегда был в числе главных новаторов. Поэтому неудивительно, что сегодня пожарный гарнизон Северной столицы отмечается как один из лучших в стране.
Архив ГУ МЧС по Санкт-Петербургу
Всегда в готовности №1
На страже Санкт-Петербурга стоит передовая пожарно-спасательная техника и высокопрофессиональный личный состав. Ежедневно на дежурство заступают 700 спасателей, в боевой расчет включаются более 170 единиц техники, готовой к выезду по первому сигналу. Общая численность пожарно-спасательного гарнизона Санкт-Петербурга – свыше 6 тысяч человек и более трехсот единиц пожарной и аварийно-спасательной техники.
Задачи по тушению пожаров, обеспечению безопасности на воде, защите горожан от чрезвычайных ситуаций (ЧС) рука об руку выполняют сотрудники Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, которые и составляют понятие «пожарно-спасательный гарнизон города на Неве». Для ликвидации крупных пожаров и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербургском гарнизоне осуществляет свою деятельность Специализированная пожарно-спасательная часть ФПС.
«Сегодня мы можем говорить о беспрецедентном уровне межведомственного взаимодействия по системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Говоря о пожарной охране, нужно понимать, что у нас 42 федеральные и 22 городские пожарные части, решением губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко все они находятся в оперативном подчинении Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу и действуют как единое целое», - отмечает начальник ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу генерал-лейтенант внутренней службы Алексей Аникин.
«Человеку все равно, приедет сотрудник МЧС или пожарно-спасательной службы города, главное – результат, и мы его показываем», – начальник ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу генерал-лейтенант внутренней службы Алексей Аникин.
ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Петербургские огнеборцы и спасатели каждый день предотвращают и ликвидируют десятки пожаров и происшествий, спасают человеческие жизни. На вооружении спасателей стоят самые современные образцы специальной техники, которая помогает бороться со всеми видами существующих угроз.
«Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, получаем новую и современную технику, работаем и осваиваем все новые технологии, в частности, авиационные. К примеру, благодаря поддержке городских властей и министерства у нас на вооружении имеется многофункциональный пожарно-спасательный вертолет «Ка-32» и 12 беспилотных летательных аппаратов. Эти современные технологии применяются для проведения поисково-спасательных работ и ликвидации пожаров», – говорит Алексей Аникин.
Пожарная автоцистерна легкого класса – АЦ 1,0-40 (HD78)
Внушительный арсенал
Машина предназначена для доставки к месту пожара и проведения аварийно-спасательных работ личного состава, специального пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения. Небольшие габариты позволяют автоцистерне успешно маневрировать на узких улочках исторической части города и максимально близко подбираться к источнику возгорания, в частности действовать на малых площадях дворов-колодцев.
Технические характеристики:
Базовое шасси: Hyundai HD78
Боевой расчет: 1+5 человек
Вместимость воды: 1000 литров
Емкость пенобака: 50 литров
Производительность насоса: 40 л.с.
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 90 км\ч
Автомобиль пожарный спасательный АПС-1,5-40/2 (ISUZU NPR75L)
Сочетает функции пожарной автоцистерны и пожарно-спасательного автомобиля. Компактная, динамичная машина для работы в условиях современного мегаполиса. Подобные машины несут службу в 37 регионах России.
Технические характеристики:
Базовое шасси: ISUZU NPR75L
Боевой расчет: 6 человек
Вместимость воды: 1500 литров
Емкость пенобака: 90 литров
Производительность насоса: 40 л.с.
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 80 км\ч
Пожарная автоцистерна среднего класса с улучшенными тактико-техническими характеристиками на полноприводном шасси АЦ-3,2-40/4(5387)-014МС
Полноприводное шасси позволяет использовать автоцистерну, как в городских условиях, так и в условиях трудной проходимости. На крыше спецавтомобиля может быть установлен лафетный ствол с ручным или дистанционным управлением. Дальность подачи водяной струи - 70 метров.
Технические характеристики:
Базовое шасси: КамАЗ 5387
Боевой расчет: 1+5 человек
Вместимость воды: 3200 литров
Емкость пенобака: 200 литров
Производительность насоса: 50 л.с.
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 90 км\ч
Пожарная автоцистерна тяжелого класса АЦ-6,0-70 (43118)
Автомобиль предназначен для доставки средств тушения и личного состава к месту происшествия. Применяется как самостоятельная боевая единица или как вспомогательная насосная установка. Может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от -40 до + 40 градусов С по дорогам всех видов и бездорожью.
Технические характеристики:
Базовое шасси: КамАЗ 4311846
Боевой расчет: 2+4 человека
Вместимость воды: 6000 литров
Емкость пенобака: 360 литров
Производительность насоса: 70 л.с.
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 90 км\ч
Пожарная автоцистерна тяжелого класса АЦ 3,2-40/2 (IVECO ML150)
Современный, эргономичный автомобиль с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Полное дистанционное управление насосной установкой, в том числе из кабины водителя. Пожарный насос оснащен дополнительным контуром для охлаждения двигателя летом и подогрева огнетушащих веществ в насосе зимой. Дальность подачи водяной струи – 100 метров.
Технические характеристики:
Базовое шасси: IVECO-АМТ MLL150E28W
Боевой расчет: 2+4 человека
Вместимость воды: 3200 литров
Емкость пенобака: 200 литров
Производительность насоса: 40 л.с.
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 85 км\ч
Пожарная автолестница АЛ-30 (ISUZU NQR75R) ПМ-506Ц
Технические характеристики:
Базовое шасси: ISUZU NQR75R
Высота подъема: 30 метров
Угол поворота: не ограничен
Максимальная нагрузка на вершину неприставленной лестницы: 160 кг
Расход лафетного ствола: 20 л.с.
Пожарная автолестница АЛ-30 (43502)ПМ-512Б
Технические характеристики:
Базовое шасси: КамАЗ-43502
Высота подъема: 30 метров
Угол поворота: не ограничен
Максимальная нагрузка на вершину неприставленной лестницы: 160 кг
Грузоподъемность при использовании в качестве крана: 1000 кг
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118)
Может использоваться как самостоятельная боевая единица в качестве автоцистерны, автолестницы, крана при противопожарных и спасательных работах или как насосный автомобиль при работе «вперекачку» с другими автоцистернами.
Технические характеристики:
Базовое шасси: КамАЗ-43118 (6х6)
Боевой расчет: 6 человек
Вместимость воды: 3000 литров
Емкость пенобака: 200 литров
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 85 км\ч
Высота подъема лестницы: 24 метров
Максимальная нагрузка на вершину неприставленной лестницы: 270 кг
Грузоподъемность при использовании в качестве крана: 1000 кг
Автоцистерна пожарная с подачей компрессионной пены NATISK АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33)
В пожарно-спасательном гарнизоне Санкт-Петербурга используется четыре пожарных автомобиля с системой пенообразования «НАТИСК», которая позволяет создавать высокоэффективную компрессионную пену для тушения пожаров или защиты зон, где отсутствует горение, от воспламенения.
При использовании компрессионной пены по технологии «НАТИСК», эффективность огнетушащего вещества составляет порядка 80 %. Такой показатель возможен благодаря особым физическим свойствам компрессионной пены, а именно адгезивности (сцеплению). При нанесении на потолок и стены пена изолирует смежные помещения от воздействия высоких температур, при этом она долго держится даже на вертикальных поверхностях: от одного часа на металлической до двух-трех часов на деревянной. Каждый пузырь компрессионной пены имеет стойкую связь с соседними, что обуславливает высокую стойкость пены. В результате получается тонкое (около 1-2 сантиметров), но прочное «одеяло», которое буквально «укрывает» горящую поверхность, прекращая доступ кислорода в очаг возгорания.
УНИКАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ «НАТИСК»:
уменьшение времени тушения до 7 раз
сокращение проливов до минимума
минимальный риск повторного возгорания
работа при низких температурах ( до минус 50°C)
надежная защита горизонтальных и ВЕРТИКАЛЬНЫХ поверхностей от распространения пожара
моментальное развертывание на месте пожара
экологичность
Технические характеристики:
Базовое шасси: ГА3-С42R33
Боевой расчет: 7 человек
Запас напорных рукавов: 10 шт
Вместимость воды: 1000 литров
Емкость пенобака: 60 литров
Мотогруппа в составе двух пожарно-спасательных мотоциклов на базе BMW («ПСМ F800GS»)
Накануне проведения чемпионата мира по футболу, на вооружение гарнизона поступили пожарные мотоциклы, которые уже получили негласное прозвище «пожарный спецназ». Они незаменимы в условиях пробок и узких улиц в центре города. Мотоциклисты работают в паре: одна машина оборудована средствами пожаротушения, другая – необходимыми инструментами, чтобы извлечь пострадавшего при ДТП из покореженного автомобиля. Было бы лукавством говорить, что они своими силами смогут ликвидировать серьезное возгорание, но перед ними стоит другая задача. Мотоциклисты первыми пробираются к месту ДТП и спасают людей, после чего по мере сил сдерживают огонь до подхода тяжелой техники.
Технические характеристики:
Базовое шасси: BMW «ПСМ F800GS»
Тип коробки передач: механическая
Количество передач: 6
Время разгона от 0 до 100 км/ч: 4,1 секунды
Смешанный цикл: 5,3 л/100 км
Загородный цикл: 4 л/100 км
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC
В условиях современного мегаполиса с его загруженными автомагистралями наземным службам зачастую бывает не так-то просто пробиться к месту происшествия или доставить пострадавшего в госпиталь. Использование авиации позволяет оказать помощь пострадавшим в рамках так называемого «золотого часа», тем самым в разы увеличив шанс человека на выживание.
Вертолет «Ка-32» является многоцелевым. Он оснащен несколькими модулями, позволяющими максимально эффективно реагировать на любые природные и техногенные ЧС, ДТП и т.п. Уникальность вертолета состоит в том, что он может тушить возгорания в зданиях высотой более 75 метров, зависая напротив горящего этажа, поскольку оснащен комплексом горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения.
На борту вертолета также предусмотрена система, позволяющая обеспечить быструю доставку пожарных и спасателей, а также необходимого оборудования к месту вызова, в том числе и для автономной работы подразделений в зоне ЧС. А в случае необходимости с помощью этой системы можно поднять на борт пострадавших из зоны воздействия опасных факторов, например, спасти рыбаков с тонущей льдины.
Кроме того, на борту установлен медицинский модуль, который позволяет оказать первую медицинскую помощь прямо на борту.
Летно-технические характеристики:
Полезная нагрузка: 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске.
Максимальная скорость: 260 км/ч
Крейсерская скорость: 230 км/ч
Практическая дальность: 800 км
Экипаж: 1-3 человека
Максимальная взлетно-посадочная масса: 11000 кг
Максимальная высота полета: 5000 м
В октябре 2015 года на пульт дежурного службы «01» поступило сообщение о возгорании по адресу: Выборгский район, 1-й Верхний переулок, 12А. Огонь вспыхнул в складском помещении размером 150х150 метров, высотой 15 метров и состоящем из трех секций.
Первые пожарно-спасательные подразделения прибыли к месту вызова в течение десяти минут. Несмотря на это, огонь быстро окутал здание, огонь бушевал на площади в 10 тысяч кв. метров. Внутри здания находились емкости с машинным маслом и автомобильные запчасти в картонных коробках. Из-за сильного ветра возникла угроза перехода огня на рядом стоящие офисные и складские помещения. В 16:37 ранг пожара был повышен до самого высокого № 5. Справиться с разбушевавшейся стихией огнеборцам удалось лишь к 19:07. Ключевую роль сыграл вертолет «Ка-32», который за время тушения совершил более 20 сбросов воды (около 60 тонн).
Помощь беспилотников
Применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) оказывает серьезную помощь при анализе ситуации и проведении комплексного мониторинга. Так, в ледовый сезон, когда рыбаков нередко уносит на льдине, БПЛА становятся незаменимыми помощниками, позволяющими с высоты обследовать, к примеру, акваторию Финского залива и передать точное место нахождения людей. Летом же их применение позволяет проводить мониторинг пляжных и лесопарковых зон, что в разы сокращает вероятность развития пожара. Ведь если обнаружить очаг только что возникшего, как правило, в труднодоступном месте лесного или торфяного пожара, можно избежать серьезных последствий. В весенне-летний пожароопасный период, когда зачастую возникают пожары от сухой травы, беспилотные летательные аппараты также незаменимы. Они используются для разведки развития пожара, который может охватить большие площади, сверху. «Картинка», которую в режиме реального времени беспилотник передает на пульт управления, помогает определить развитие пожара и направить пожарно-спасательную технику в нужном направлении.
Кроме того, при сложных пожарах на больших площадях беспилотники дают возможность оценить ситуацию в целом и увидеть то, что с земли обычно остается незамеченным. Например, показателен в этом плане пожар, который произошел в июле 2017 года в поселке Петро-Славянка, что под Петербургом. Тогда на территории Невского лакокрасочного завода загорелось двухэтажное производственно-складское здание, внутри которого находились бочки и емкости с лакокрасочными материалами и прочими горючими жидкостями. Пламя практически мгновенно охватило все здание целиком, от воздействия высокой температуры попеременно находящиеся в нем емкости взрывались, выбрасывая пламя на многометровую высоту. Горящая жидкость разливалась по территории огненной рекой, окутывая пламенем все большие площади. Из-за постоянной угрозы пожарным приходилось работать из-за укрытия. Благодаря их действиям удалось не допустить перехода огня на стоявшие неподалеку железнодорожные цистерны с лакокрасочными материалами и горючими жидкостями или их остатками, и предотвратить сильнейший взрыв.
В какой-то момент по техническому стоку огонь перекинулся на строение, находящееся за три сотни метров от горящего склада. Обнаружить этот очаг, довольно удаленный от места основного пожара, удалось лишь с помощью беспилотников, проводивших разведку местности с воздуха в районе происшествия.
Пламя угрожало и соседним строениям, а также железнодорожному составу. Здесь же находились и газовые баллоны, также представлявшие серьезную опасность работающим на пожаре людям. Кроме того, по словам администрации объекта, на территории хранились тонны различных видов горюче-смазочных материалов и топлива. Нетрудно себе представить, во что могла бы превратиться местность рядом с пожаром и сколько бы жертв он забрал, не останови спасатели вовремя распространение пламени. На это им понадобилось чуть более двух с половиной часов. Лишь благодаря их мужеству и отваге удалось локализовать пожар, испепеливший пять тысяч квадратных метров площади, не допустив при этом жертв и пострадавших.
БПЛА –также экономия материальных средств. Ведь гораздо дешевле использовать беспилотник, чем проводить облет территорий на вертолете, что и делалось ранее, например, для мониторинга обстановки с пожарной безопасностью лесов. Фото- и видеоданные, получаемые в режиме реального времени с борта беспилотных летательных аппаратов, позволяют сотрудникам МЧС не только оценивать и анализировать сложившуюся ситуацию, но и принимать оперативные решения. Благодаря этому наземные группы в кратчайшие сроки ликвидируют негативные последствия ЧС либо, если это возможно, и вовсе предотвращают ее.
Примеров эффективного применения беспилотных летательных аппаратов петербургские спасатели могут привести немало. В очередной раз беспилотники на деле доказали свою эффективность осенью прошлого года, когда в середине сентября с их помощью удалось в кратчайшие сроки обнаружить двух женщин, заблудившихся в лесном массиве в Курортном районе.
Тогда в их поисках была задействована довольно многочисленная группировка всей системы РСЧС города на Неве, в частности, сотрудники Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга, а также Невского спасательного центра и волонтеры добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Совместными усилиями они обследовали лесной массив и прилегающую территорию в составе трех поисковых групп. Спасательная операция осложнялась темным временем суток и непогодой, ухудшающей и без того плохую видимость, а также пересеченной, болотистой местностью со множеством оврагов и канав. В поисках также были задействованы беспилотные летательные аппараты, которые и позволили обнаружить «потеряшек». К утру женщины были найдены и выведены из лесополосы в целости и невредимости.
В настоящее время в распоряжении петербургских спасателей находятся двенадцать беспилотников. Кроме того, у петербургского главка МЧС подписано соглашение с одной из организаций, выпускающей беспилотные летательные аппараты, которая в случае необходимости или какой-либо экстренной ситуации готова выделить дополнительное количество беспилотников.
Беспилотная авиация – это также отличный способ мониторинга состояния транспортных магистралей, линий электропередачи и других объектов, определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов.
Беспилотный летательный аппарат DJI Phantom 3
Предназначен для мониторинга наземной обстановки, охраны территорий и объектов с воздуха, а так же обеспечивает наблюдение за отдельными сооружениями, дорогами, мостами, транспортными средствами, нефте- и газопроводами, линиями ЛЭП, группами и отдельными людьми, позволяет вести мониторинг с воздуха наземной обстановки при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Технические характеристики:
Максимальная скорость полета: 57 км/ч
Максимальная высота полета: 6000 метров
Продолжительность полета: 23 минуты
Режимы GPS: GPS|GLONASS
Автопилот: есть
Количество моторов: 4
Разрешение камеры: 4000 x 3000
Режимы видеозаписи: HD, FHD
Вес: 1,3 кг
Беспилотный летательный аппарат «Орлан-10»
Предназначен для ведения дистанционного мониторинга, ведения радиационного контроля, поиска мобильных станций в районах работы комплекса. Комплекс позволяет вести фото- и видеосъемку заданных районов с борта БЛА, измерять мощность гамма-излучения, обнаруживать и определять местоположение пострадавших по излучению их мобильных телефонов.
Технические характеристики:
Максимальная скорость полета: 140 км/ч
Максимальная высота полета: 5000 метров
Размах крыла: 3,1 метра
Продолжительность полета: 10 часов
Штатный способ посадки: по-самолетному
Беспилотный летательный аппарат ZALA 421-04M
Аппарат позволяет решать сложнейшие задачи в различных погодных и климатических условиях. Уникальные целевые нагрузки типа «04М» обладают малыми габаритами и низкой удельной массой. Собственная независимая инерциальная система определения положения платформы, а также гиростабилизированный подвес, позволяют значительно нивелировать механические помехи и колебания.
Технические характеристики:
Максимальная скорость полета: 100 км/ч
Максимальная высота полета: 3600 метров
Размах крыла: 1,6 метра
Продолжительность полета: 1,5 часа
Режимы GPS: GPS|GLONASS
Мобильный комплекс МК (3308)
В состав комплекса входит насосная установка пожаротушения «Кобра», которая применяется в ситуациях, когда нет возможности подобраться к источнику возгорания, – речь о двойных полах, стенах и т. п. Так, некоторое время назад недалеко от Обводного канала произошел сложный пожар. Частично обрушилась кровля, плиты нависли над помещением и могли в любую минуту обрушиться. Посылать туда огнеборцев было слишком опасно. Выручила «Кобра», ведь установка способна мощной струей воды под сверхвысоким давлением пройти 20 сантиметров бетона и 5 сантиметров металла, что позволяет пробиться с внешней стороны здания и подать воду для тушения.
Технические характеристики:
Базовое шасси: ГАЗ-33088
Боевой расчет: 2 человека
Вместимость воды: 700 литров
Емкость пенобака: 42 литра
Насосная установка: Coldcut cobra C360
Автомобиль пожарный многоцелевой АПМ 3-2/40-0,5/125-50(43118)
Машина обеспечивает тушение широкого перечня горючих материалов за счет использования температурно-активированной воды (ТАВ), что уменьшает ущерб от излишне пролитой воды при пожаротушении жилых и административных зданий, способствует оседанию дыма. Суть технологии в том, что воду нагревают до 300 градусов и подают к источнику возгорания под высоким давлением. В результате такая вода близка по своим свойствам к теплому туману или облакам. Это приводит к быстрому уменьшению температуры на месте пожара. Кроме того, по гибкому трубопроводу такая вода может быть подана на высоту до 200 метров, что делает эту технологию незаменимой при ликвидации возгорания в высотных зданиях.
Технические характеристики:
Базовое шасси: КамАЗ-43118
Боевой расчет: 6 человек
Вместимость воды: 3000 литров
Емкость пенобака: 200 литров
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 90 км\ч
Максимальная мощность дизельной горелки установки пожаротушения: 2,3 МВт
Используется для минимизации ущерба от пролитой во время тушения воды, что особенно актуально для объектов культурного и исторического наследия, которыми богат Санкт-Петербург.
Автомобиль коленчатый подъемник пожарный АКП-78 (F MERCEDES-BENZ ACTROS 4150)
Главное достоинства этого автоподъемника – возможность поднять люльку на 78 метров, что позволяет спасать людей с наиболее высотных зданий и подавать достаточное количество воды или пены на верхние этажи.
Технические характеристики:
Базовое шасси: Mercedes-Benz Actros 4150
Боевой расчет: 3 человека
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 90 км\ч
Высота подъема лестницы: 78 метров
Грузоподъемность люльки: 400 кг
В марте текущего года, около 16:00 в 23-этажном жилом доме 15/2 на Коломяжском проспекте в Приморском районе Петербурга произошел пожар. Возгорание произошло в электрощитовой на одном из верхних этажей. Из-за угрозы распространения огня ранг пожара был повышен до второго номера. Ликвидацией возгорания занимались 44 человека и 9 единиц техники, среди которых были АКП-78, позволившие подняться на уровень 23-го этажа.
МУПР-С-СП-Э-ИК-ТВ-УП-20
В 2014 году на вооружение МЧС России начали поступать первые мобильные роботы, способные тушить пожары на расстоянии около 50 метров. Их использование исключает непосредственное нахождение людей вблизи очага пожара и облегчает работу в зоне особо сложных ЧС.
Изображение при этом передается на монитор оператора. Мобильный комплекс может подавать компактную струю воды на расстояние до 45, пену – до 30, а порошок – на 15 метров. Робот в состоянии найти горящую спичку в закрытом помещении на расстоянии до 25 метров. Такие устройства незаменимы при тушении возгораний в автодорожных и железнодорожных тоннелях, в помещениях с газовыми баллонами, при охлаждении резервуаров с нефтью и цистерн с горючими жидкостями.
В Санкт-Петербурге мобильная установка пожаротушения роботизированная (МУПР), стоит на вооружении Специализированной пожарно-спасательной части ФПС Санкт-Петербурга. Этот небольшой по размерам робот-спасатель способен заменить собой целый пожарный расчет. Он адаптирован для тушения возгораний на сильно задымленных участках с высокой температурой, где существует черезмерная опасность для жизни огнеборцев. МУПР также оснащен ярким фонарем, тепловизором и устройством для поиска людей под завалами. А обнаружив очаг возгорания, способен самостоятельно его потушить.
Одним из примеров применения робота стала ликвидация последствий в петербургском метро 3 апреля 2017 года, когда сохранялась угроза повторного взрыва.
Технические характеристики:
Расстояние дистанционного управления: 200 метров
Скорость: 3 км\ч
Дальность обнаружения пламени: не менее 50 метров
Пожар на Коломяжском
Водные суда
Сотрудники петербургского МЧС неустанно следят за безопасностью на воде, ведь на территории Северной Венеции расположено более 600 различных водных объектов. Обеспечивать на них безопасность призвана, в том числе и Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) Петербурга. В арсенале сотрудников ГИМС целый штат патрульных и спасательных катеров различных модификаций, регулярно получающий технические новинки. Из последних «новобранцев» можно выделить катера на воздушной подушке «Ямал» и «Хивус». Их основным качеством является возможность перевозить людей и грузы в места, недоступные другим транспортным средствам. Они могут быть использованы на различных поверхностях: воде, мелководье, болоте, на льду, в глубоком снегу, на песке и в грязи, а также преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели.
Благодаря особенностям своих воздушных подушек катера «Хивус» и «Ямал» имеют неоспоримые преимущества при движении по неровным поверхностям, включая торосы. Они способны перевозить до десяти пассажиров и до семисот килограммов полезного груза. Кроме того, «Хивус» оборудован съемными медицинскими и пожарными модулями, что позволяет их использовать в различных спасательных операциях и эвакуации пострадавших из труднодоступных районов во внутренних акваториях и прибрежных зонах. Эти суда уже не раз доказали свою эффективность: они участвовали во многих спасательных операциях, став последней надеждой и счастливым билетом для многих пострадавших, однажды оказавшихся на грани жизни и смерти.
Катер ГИМС БЛ-820
Данный катер позволяет сотрудникам ГИМС эффективно выполнять надзорные функции, проводить профилактические мероприятия для обеспечения безопасности на воде, осуществлять контроль за маломерными судами и оперативно проводить спасательные операции.
Технические характеристики:
Пассажировместимость: 14 человек
Мощность двигателя: 360 л.с.
Скорость полного хода: 25 узлов
Дальность плавания: 200 миль
Материал корпуса: стеклопластик
Катер ГИМС Cabin 900
Судно Cabin 900 предназначено для проведения поисково-спасательных работ, радиационной и химической разведки, патрулирования, водолазных работ, пожарных целей. Быстроходные катера этого типа оборудованы современными средствами навигации и связи, тепловизором и системой видеонаблюдения.
Технические характеристики:
Пассажировместимость: 12 человек
Мощность двигателя: 440 л.с.
Скорость полного хода: 35 узлов
Катер на воздушной подушке «Ямал»
«Ямал» – перспективный аппарат, пригодный к использованию круглый год и универсальный по отношению к среде обитания: вода, грунт, лед, снег, болото, предельное мелководье, пологие береговые склоны и даже асфальтовая дорога.
Технические характеристики:
Пассажировместимость: 10 человек
Мощность двигателя: 104 л.с.
Высота парения: 0,4 метра
Материал корпуса: композит
Катер-амфибия «Хивус»
Катер-амфибия «Хивус» предназначен для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, спасательного, туристического, медицинского или патрульного судна.
Технические характеристики:
Пассажировместимость: 6 человек
Скорость движения по льду:110 км/ч
Скорость движения по воде: 85 км/ч
Максимальная дальность хода без дозаправки: 500 км
Мобильный комплекс средств автоматизации ППУ-1
Предназначен для координации действий подразделений государственной противопожарной службы, передачи онлайн видеоизображения, обработки информации для анализа действий по ликвидации ЧС.
Основные задачи:
- создание и поддержка в постоянной готовности систем управления и связи в районе ЧС в условиях мирного и военного времени.
- установление и поддержка устойчивой связи с органами управления территориальной подсистемы РСЧС Санкт-Петербурга.
- сбор, обработка оперативной информации, оценка обстановки и выработка предложений для принятия решений и определения порядка действий в сложившейся обстановке по локализации и ликвидации последствий ЧС.
- координация действий всех сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Санкт-Петербурга по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Пример использования: теракт в метро 3 апреля 2017 года и взрыв бытового газа 13 марта 2018 года на проспекте Народного Ополчения, 291.
Работы по ликвидации последствий теракта в метро потребовали консолидации всех сил и средств территориальной подсистемы РСЧС и четкого выполнения необходимых действий от каждого из ее представителей. К ликвидации последствий взрыва были привлечены около тысячи сотрудников и 260 единиц техники. Работу всей этой огромной группировки необходимо было координировать, что и было успешно сделано. Благодаря совместным усилиям удалось в кратчайшие сроки вернуть мегаполис к нормальной повседневной жизни.
Мобильный комплекс средств сбора и передачи информации «МКСПИ» ППУ-2 Volkswagen Crafter
Мобильный комплекс сбора и передачи информации, мониторинга и оперативного управления при угрозе и возникновении ЧС на объектах транспорта.
Может быть задействован в обеспечении безопасности на событиях с массовым скоплением людей. Например, использовался в дни пребывания в Санкт-Петербурге мощей святителя Николая Чудотворца, когда прямо на территории Александро-Невской Лавры был развернут оперативный межведомственный штаб под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Говорунова, исполнявшего обязанности главы города, куда вошли представители РПЦ, силовых и экстренных служб города, в частности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Там же был развернут подвижный пункт управления петербургского Главка МЧС и выставлены расчеты пожарно-спасательной техники.
Автомобиль медицинского обеспечения пожаротушения и аварийно-спасательных работ
Довольно часто используется во время работы спасателей по ликвидации последствий ДТП. Вывозит отделение спасателей и фельдшера. Внутри автомобиля есть медицинский модуль с реанимационным набором. Кроме этого, экипаж имеет на вооружении аварийно-спасательное оборудование для работ, связанных с ликвидацией ДТП, локальных ЧС, помощи животным, вскрытие дверей и т.п.
Автомобиль водозащитной службы (ВЗС)
Предназначен для выполнения специальных работ на пожаре: защита нижележащих этажей, оборудования и имущества от пролитой во время тушения воды, дымоудаление при помощи нагнетания воздуха, освещение места пожара, откачка воды из подвальных помещений.
Пожарный рукавный автомобиль
Выполняет задачи по транспортировке пожарных рукавов и механизированной прокладки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов. Задний отсек кузова разделен на секции, в которых уложены рукава диаметром 77 мм, 89 мм и 150 мм, соединенные между собой в три магистральные линии. Общий запас рукавных линий – более 2000 м.
Недавно автомобиль принимал участие в тушении пожара в лесном массиве Курортного района, когда недалеко от дороги на Шалаш Ленина загорелся лес.
Так, вечером 16 июля поступило сообщение о пожаре на территории Курортного лесопарка в районе дороги к Шалашу им. Ленина. Незамедлительно к месту вызова были направлены пожарно-спасательные подразделения.
По прибытии было установлено, что в двух км от дороги в лесополосе загорелась трава, тлела лесная подстилка на площади 0,3 га. Учитывая тот факт, что очаг возгорания находился глубоко в лесу, для подачи воды на тушение пожарным пришлось прокладывать рукавные линии на расстояние порядка двух километров от озера Сестрорецкий Разлив. Кроме того, спасатели осуществляли тушение при помощи ранцевых установок пожаротушения (ранцевые огнетушители). В помощь наземным силам были направлены пожарно-спасательные вертолеты «Ка-32» и «Ми-8» МЧС России, осуществлявшие тушение с воздуха.
Пожарная насосная станция (ПНС)
Работает совместно с рукавным автомобилем. Подает воду на пожар и для создания резервного запаса воды в пожарном водоеме, емкости вблизи от места крупного пожара. Пожарная насосная станция – автомобиль повышенной проходимости – применяется для тушения крупных пожаров, когда требуется подача большого количества воды.
Снегоход Tayga Patruk 551 SWT
Применяется для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в любых условиях зимнего бездорожья.
Снегоболотоход РМ 500-Рысь 2
Уже не раз доказал свою эффективность во время операций по поиску заблудившихся в лесных массивах людей. Из недавних примеров – участие снегоболотохода в поиске и эвакуации из Юнтоловского заказника заблудившихся там мужчины и женщины.
Используется для доставки средств спасения к месту ЧС и передвижения личного состава по пересеченной местности к месту происшествия.
АГ 30 (MAN TGM 15.340)
Автомобиль газодымозащитной службы доставляет к местам сильной задымленности специальное подразделение, оснащенное дополнительными средствами индивидуальной защиты. Так, на вооружении гарнизона стоят четырехчасовые дыхательные аппараты, без которых эффективно работать при ликвидации возгорания, к примеру, в метро просто невозможно. Имеющееся оборудование позволяет производить разведку зон химического или радиационного заражения.
Технические характеристики:
Базовое шасси: MAN TGM 15.340
Боевой расчет: 9 человек
Вместимость воды: 3200
Емкость пенобака: 200
Максимальная скорость с полной нагрузкой: 110 км\ч
И все это лишь часть технического оснащения гарнизона, который ежегодно пополняется новой техникой. Так, за последние два года в рамках федеральных поставок Главным управлением МЧС России по СПБ принято на вооружение 47 единиц техники и почти 7 тысяч единиц пожарно-технического вооружения.
Жизнь гарнизона
Бытует мнение, что огнеборцами могут быть только дюжие мужчины. На практике в гарнизоне наравне с мужчинами служат представительницы прекрасного пола. Из интервью «Петербургского дневника» с пожарным 40-й пожарной части Санкт-Петербурга Ириной Щемелевой:
- Почему вы решили стать пожарным? Это была мечта детства или что-то другое?
- Наверняка у кого-то было так: сидел себе человек на солнышке, как вдруг - бах! И говорит: хочу быть пожарным! Может, так и случается, но чаще к профессии ведут различные стечения обстоятельств на протяжении многих лет. Так произошло и со мной. Я училась в двух музыкальных школах, собиралась поступать в музыкальное училище, но всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает…
Профессия нашла меня после пережитой трагедии, когда я потеряла близкого человека. Мы попали в страшное ДТП. Я была пассажиром, вероятно, это меня и спасло. Помню, какая беспомощная была в первые минуты после аварии. Немного придя в себя, решила, что больше не хочу испытывать это ужасное чувство. Познакомилась со спасателями, начала учиться у них потихоньку навыкам первой помощи, высотной технике, работе с гидравлическим инструментом. В какой-то момент мне стало ясно, что, применив свои новые знания, могу стать для кого-то палочкой-выручалочкой.
- Вам доводилось спасать людей из огня?
- Это стереотип, что пожарные только и делают, что выносят людей из огня. Это только часть большой работы. Лично я пока никого не выносила из огня. Оказывать первую помощь при ожогах, травмах в ДТП, при обострении астмы, инфаркте, инсульте приходилось. Считается ли это спасением жизни? Наверное, да.
Одно могу сказать точно - в каждом случае из моей практики я сделала все, что могла, и дала максимальный шанс каждому пострадавшему, прошедшему через мои руки. Для нас это работа, а не что-то из ряда вон выходящее. Но нужно все время поддерживать себя в постоянной готовности к действию (продолжение).
ГУ МЧС по Санкт-Петербургу
Ленинградские пожарные и их техника участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Из интервью «Петербургского Дневника» с ветераном пожарной охраны Александром Александровым.
- Расскажите, как вы оказались в Чернобыле?
- Попасть туда оказалось нелегко, и удалось это только после обращения напрямую к Виктору Соколову, на тот момент начальнику специальной пожарной охраны СССР. Он сказал: «Сам съезжу, там посмотрим».
Дело в том, что после работы в зоне повышенной радиации врачи не пустят на новый радиационный объект, то есть служба в спецуправлении останется в прошлом. Поэтому в Чернобыле я оказался только в июне 1986 году. Помню, как сказал жене, что еду в Киев, чтобы не переживала. Тогда киевские пожарные уже понесли огромные потери, большинство либо погибли от лучевой болезни, либо слегли по больницам.
- Какие функции вы исполняли в зоне аварии?
- Из большинства пожарных, направляемых в 30-километровую зону, формировали сводные отряды. Примечательно, что ехали в Чернобыль со своей техникой, так как техника, находящаяся в зоне, уже «звенела» за гранью разумного. По приезде меня назначили заместителем начальника штаба сил и средств пожарной охраны в 30-километровой зоне, по совместительству я же стал начальником пожарной части №2.
- Для очистки особо опасных участков пытались применять роботов. Вам доводилось видеть их в действии?
- Наши НИИ и иностранные компании неоднократно пытались задействовать роботов. Были и небольшие, и гиганты на танковом ходу. Основная проблема была все та же: радиация, фон был настолько высок, что радиосигнал просто не мог пробиться.
А что‑то придумать надо было срочно, человек, работающий на кровле, мог продержаться около 10 минут, их даже называли «биологические роботы» – потом все, доза облучения запредельная. Излучение доходило до 1 тыс. рентген (продолжение).
Вернуть человека с того света, когда медики уже опустили руки, спасти горящее здание от обрушения, прорваться к очагу пожара, укрываясь от осколков снарядов, – все это будни петербургского пожарно-спасательного спецназа. Из интервью «Петербургского Дневника» с заместителем начальника специализированной пожарно-спасательной части им. Александра Кудряшова Александром Пантелеевым.
- Расскажите, за какие объекты было сложнее всего бороться?
- Навсегда запомнилась операция по тушению горящих складов с боеприпасами. Помните, в 2005 г. горел оружейный склад в Кронштадте? Всюду шрапнель, взрывы, дым. В бронежилетах и армейских касках мы бежали навстречу огненной стихии и, словно на фронте, укрывались от осколков где только можно.
В декабре 2010 г. к нам за помощью обратились коллеги из Мурманской области. В сухом доке на заводе горела атомная подлодка «Екатеринбург». Надо сказать, что пожар на корабле – это всегда особая проблема, не говоря уж об атомной подлодке. Множество технологических отверстий, металл, который мгновенно нагревается до сумасшедших температур, и так далее. Почти сутки боролись с огнем, но ничего, справились: все же Петербург тоже портовый город, так что опыт решения таких проблем имеется.
- Сколько времени нужно, чтобы экипаж был готов к выезду? Как часто поступают вызовы?
- За сутки в среднем поступает три-четыре вызова, но бывает и иначе. Сегодня у нас уже было 14 выездов. Экипаж должен собраться за 45 секунд. В нашей работе время критически важно.
Приведу характерный пример: поступил вызов. На акватории Муринского ручья тонет человек. Экипаж добрался до места примерно через 10 минут, но пострадавшего уже поглотили темные воды. За считанные секунды развернули водолазную станцию, ребята начали поиск. Главная проблема в том, что никто из очевидцев не может толком показать, где утонул человек. Это происходит из‑за отсутствия ориентиров на воде.
Сложно определить точное расстояние. Водолазы справились с задачей, пострадавшего нашли и доставили на берег, где наши медики буквально вытащили его с того света. Парень остался жив. Скорой помощи его передавали уже в нормальном состоянии (продолжение).
Автор текста: Андрей Сергеев.
ГУ МЧС по Санкт-Петербургу