Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Дмитрий Гавра: «Поправки в Конституцию высветят мельчайшее пятнышко на репутации кандидата в министры»

Доктор социологических наук объяснил «Петербургскому дневнику», как перераспределение полномочий во власти с обновлением Конституции изменит жизнь в России
Фото: А. Глуз / «Петербургский дневник»

Борьба с коронавирусом и самоизоляция подтолкнули россиян внимательнее вчитаться в поправки в Конституцию. Согласно данным ВЦИОМ, больше половины жителей России назвали «скорее важными» изменения основного закона в части перераспределения полномочий между ветвями власти. Доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра объяснил «Петербургскому дневнику», что именно меняется и как это скажется на жизни человека, далекого от политики.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРАВИТЕЛЬСТВА

– Чтобы самое существенное из новых полномочий Госдумы?

– Участие Госдумы в формировании правительства в полном его составе. Сейчас нижняя палата парламента дает согласие президенту на назначение председателя правительства. А далее президент по предложению премьера утверждает вице-премьеров и министров. Это автоматически означало, что Госдума, давая свое согласие на назначение премьера, дальше не несла ответственности за персональный состав правительства и его деятельность. Поправки наделяют Госдуму правом утверждать вице-премьеров и министров. Новая конфигурация, дающая Думе больше полномочий, одновременно дает ей и больше ответственности. Раньше они могли, и мы это видели не раз и не два, допрашивать с пристрастием министра в Госдуме, когда он туда приходил, критиковать – потому что это «президентские министры». С вступлением поправок в силу Госдума будет нести ответственность и за премьера, и за министров. Получается, что комбинация прав и ответственности оказалась перераспределена между президентом и Госдумой. В случае, что мы сейчас имеем, кризиса, трудностей, Думе придется понимать, что она равно также ответственна за текущую повестку правительства, как и президент. Это хорошо.

– В кабмине будет меньше спорных фигур?

– Очевидно, что президент и премьер, когда будут думать о формировании будущего состава правительства, будут исходить из того, что министров будут обсуждать в Госдуме. Сейчас общество знает кандидатуру будущего министра, потому что его обсуждают в парламенте, а потом настает день, когда мы узнаем весь состав правительства. Депутаты представляют округа, партии, по сути дела, через них вся страна в курсе того, кого внес премьер-министр, какая у них биография. Даже мельчайшее пятнышко на репутации еще не утвержденного члена правительства автоматически попадет под увеличительное стекло общественного внимания. Вопросы всплывут на поверхность. И на них придется отвечать кандидату в министры в Госдуме, когда он выйдет на трибуну.

– А их найдется кому задать?

– А как иначе. В этом и есть стратегический замысел президента. Администрация президента и президент – живые люди, они тоже могут какие-то вещи не увидеть. Это страхует в том числе и президента от случайных ошибок или недосмотра. Это, по сути дела, общественная экспертиза компетенций членов правительства. И это хорошая история. Есть еще важная новация. До этого в Конституции не было сказано, что у нас есть два типа министров: силового блока плюс министр иностранных дел и все остальные. Поправки дают полномочия не только Госдуме, но и Совету Федерации. Теперь кандидатуры важнейших силовых министров, которые напрямую подчиняются президенту: министр обороны, министр иностранных, внутренних дел – все они назначаются после согласования с Советом Федерации.

СУДЬИ НЕ ОСТАНУТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМИ

– Если брать исполнительную власть, то какая поправка самая значимая? Госсовет?

– Мы пока не очень понимаем, к какой ветви власти относится Госсовет. Губернаторы – это исполнительная власть, и президент тоже исполнительная... Но нужно дождаться конституционного закона, который определит его полномочия. Крайне важная поправка – это та, что связана с новым форматом утверждения генпрокурора и всей прокурорской вертикали. Сейчас прокуроры назначаются после согласования в региональных парламентах. С поправками президент получает возможность полностью контролировать прокурорскую вертикаль. Это первая важнейшая новация. Вторая связана с формированием судейского корпуса и освобождением судей от должности. Сейчас в Конституции не прописано, в принципе, то, что должно происходить с судьей, если он совершил не совместимый со статусом судьи поступок. Согласно поправкам президент получает возможность инициировать отстранение судей от должности с помощью Совета Федерации. Это крайне важная прерогатива президента.

– У судей поправки только забирают, но ничего не дают. Почему они оказались обделены?

– Я бы не сказал, что обделены. В Конституции 1993 года судебная власть получила колоссальные полномочия. Это и несменяемость судей, которые работают фактически пожизненно, неподсудность, они не могут быть подвергнуты ни уголовному преследованию, ни допросу. Это крайне важно было после советского времени, где суды были, по сути, частью партийного аппарата. Четко прописанные полномочия по поправкам получает Конституционный суд. Он встраивается в систему сдержек и противовесов с гораздо большими полномочиями. Сейчас если Госдума и Совет Федерации проголосовали по конституционному закону, то президенту придется его подписать и обнародовать в течение 14 дней. С вступлением в силу поправок президент получает возможность направлять одобренные обеими палатами парламента законопроекты в Конституционный суд, и суд имеет возможность этот закон, если он противоречит Конституции, отправить на доработку.

«НЕ ЗАВТРА»

– Зачем нужны поправки? 

– Поправки делают систему власти в России более сбалансированной и устойчивой. В контексте базовой конструкции ничего не меняется: президентская республика с сильным президентом, с правительством, зависящим от президента, с президентом, который имеет право руководить правительством и своими министрами. Мы жили по сложившейся традиции, не прописанной в основном законе. Когда такое имеет место быть, такие вещи нужно править.

– Как перераспределение полномочий во власти скажется на жизни далеких от политики людей?

– Скажутся не завтра, не с 1 января 2021 года, они будут сказываться постепенно, шаг за шагом. Мы получим еще более ответственное правительство, более сбалансированный процесс принятия бюджета, более продуманный бюджет. А бюджет – это то, что сказывается на жизни любого человека день за днем.