
Борис Подопригора: «Необходимо, чтобы вопрос о границах был определен законодательно»
22 апреля 2020 года состоится всероссийское голосование, посвященное поправкам в Конституцию РФ. Одно из изменений, которое рабочая группа предложила внести в Основной закон страны, – постулат о территориальной целостности страны, запрет на отчуждение территорий. Эту поправку корреспондент «Петербургского дневника» обсудил с бывшим заместителем командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе политологом Борисом Подопригорой.
– Борис Александрович, чем, на ваш взгляд, важна эта поправка? Важна ли вообще?
– За последнее столетие наша страна пережила немало потрясений. Поэтому, безусловно, эта поправка очень важна. Необходимо, чтобы вопрос о границах был определен законодательно, причем на самом высоком юридическом уровне.
– Как вы думаете, поможет ли поправка о запрете на отчуждение российских территорий поставить точку в спорах о Курилах, Крымском полуострове и других землях?
– Многие страны, с которыми мы граничим, может быть, за исключением Белоруссии, Казахстана и Северной Кореи, поднимают тему, связанную с территориями. И действительно – с завидным постоянством всплывает вопрос о принадлежности тех же самых Курильских островов или Крыма. Целый ряд комментариев и высказываний оставляют впечатление, что эти вопросы не решены окончательно в пользу России.
В то же самое время конституционная норма подчеркивает: то, что мы сейчас имеем, принадлежит Российской Федерации навсегда. Так что, как мне кажется, это оправданная и своевременная поправка.
– Почему важно принять поправку сейчас?
– После распада Советского Союза оказалось слишком много заинтересованных в том, чтобы распад нашей страны продолжался и дальше.
В 1990‑е годы превалировала позиция, что Россия – страна, которая находится вне международных конфликтов. При этом можно вспомнить, как от нас пытались «отщипнуть по кусочку». Это не получилось, однако территориальные претензии к нам все равно остаются. Сейчас наступил тот самый момент, когда надо четко определиться, как наша страна будет существовать дальше. Если мы примем эту поправку, то заявим, что распада не допустим.
– Прекратится ли обсуждение границ Российской Федерации за рубежом?
– Вряд ли. На Западе дискуссии о Крыме или возвращении Калининграда будут вестись еще долго. Однако поправка в Конституцию даст всему миру понять, что границы нашей страны незыблемы и что мы ставим точку в этом вопросе.
– Если бы подобная поправка была принята в 1990‑е годы, это повлияло бы на процесс распада СССР?
– Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Но, с другой стороны, если бы такая поправка была тогда, то решения, принятые в Беловежской пуще, могли бы восприниматься как грубое нарушение советской Конституции.
Однако в первой советской Конституции, как и во всех последующих, для привлечения в состав СССР как можно большего количества социалистических республик за каждой из них было закреплено право совершенно свободного выхода из Советского Союза.
– Тем временем в западной прессе заявляют, что Россия не хочет играть по международным правилам…
– Едва ли не половина всего мира придерживается точки зрения, что национальное право превосходит международное, что отражено в документах этих государств. Например, Соединенные Штаты Америки не признают международное право, когда оно сталкивается с правом Штатов. К слову, «коллективный Запад» всегда поднимает вопрос о наших границах. Он делает это тогда, когда ему это удобно. Наши поправки для них – это просто очередной повод.