Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

Заменит ли ИИ живых авторов: Михаил Форрейтер о новых технологиях в литературе

В Академии «Меганом» в Крыму прошел первый модуль «Издательской программы «Таврида.АРТ»
Фото: из личного архива героя публикации

Его участниками стали молодые писатели со всей страны. Один из мастеров программы – член президиума Совета по фантастической и приключенческой литературе Союза писателей России, шеф-редактор импринта «Черным-бело» издательства «Эксмо» Михаил Форрейтер в беседе с «Петербургским дневником» поделился советами, как успешно дать старт своей карьере писателя.

Про то, с чего начать свой путь

Любому молодому автору прежде всего важно определиться с жанром, в котором он будет работать. Нужно продумать свой первоначальный замысел и идею. Также необходимо ознакомиться с тем, что сегодня в целом предлагает литературный рынок в том направлении, которое он для себя выбрал. Это нужно для того, чтобы понять свою конкурентную среду. Здесь мы говорим не столько про конкуренцию как таковую, сколько про работы, близкие по духу от таких же молодых авторов. А именно: какие темы они затрагивают и что представляют на выбор читателю. Без этого есть достаточно большая вероятность уйти в ту сторону, где уже много чего сделано до вас. В этом плане для начитанной аудитории не будет эффекта новизны, когда ваша книга выйдет в свет. Соответственно, будет сложнее заявить о своей идее.

Также на первых этапах обязательно нужно определить свою целевую аудиторию. Мы должны воспринимать каждое произведение как заочное общение с читателем. В реальной жизни с разными людьми мы разговариваем по-разному, используем разные «языковые ключи». Точно такая же ситуация с текстами. Поэтому вам всегда лучше представлять примерный портрет того человека, к которому вы будете обращаться в рамках вашего романа. Как таковые универсальные произведения в этом плане появляются крайне редко, и вряд ли стоит на это ориентироваться.

Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Про актуальные тренды, работа в которых даст больше возможности быть замеченными

С точки зрения трендов ситуация достаточно противоречивая, потому что литература как направление сильно проигрывает в скорости работы с ними тем же сериалам, не говоря о блогерах, коротких видео и так далее. Поэтому в рамках литературы мы скорее говорим про крупные, долгоиграющие тренды, так как за малыми успеть практически нереально. Разве что в столе у вас хранится рукопись, которая неожиданно совпала с формирующимся трендом. Тогда вам нужно срочно находить пути для её публикации. Но это скорее исключительное стечение обстоятельств.

В целом тренды напрямую зависят от жанра, в котором вы работаете. Если мы говорим про фэнтези, то сегодня мы видим вновь возникающий интерес к теме драконов, вампиров (их более классический образ, который сформировался ещё до появления франшизы «Сумерки»). Также есть глобальный запрос на Азию. Это связано в принципе с накопленной энергией от популярности аниме, корейской музыки, которые сказываются и на литературе в том числе.

Кроме того, существует достаточно серьёзный запрос на славянское фэнтези, на те или иные варианты переосмысления как российской истории, так и славянской культуры, фольклора. Сегодня актуально обращение к этому наследию и его адаптация для читателей разных возрастов. Это как энциклопедии по славянской мифологии, так и фэнтези и серьёзные исторические романы.

Здесь хотелось бы отметить, что, помимо работы в рамках крупных трендов, вы всегда можете попытаться предложить своё дополнение к ним. Например, если мы берём направление на Азию, то понимаем, что самые популярные произведения, как правило, основываются на мифологии и культуре Кореи, Японии и Китая.

Таким образом, если вы обратитесь, например, к культуре Таиланда, Камбоджи, Вьетнама, то останетесь в рамках крупного тренда, при этом получите возможность добавить самости вашему произведению. При этом вы должны понимать, что для этого нужна достаточно серьёзная подготовка и предварительное изучение выбранного направления. Просто так к той же вьетнамской культуре не подойти. Если вы там никогда не были и нет желания углубиться в эту тему, то будет практически невозможно работать в этом направлении.

В целом одна из задач определения трендов ложится на плечи писателя на том этапе, когда он ещё является читателем, ведь очень важно, от чтения какой литературы зажигается желание приступить к творчеству самому.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Про секреты создания бестселлера

Здесь достаточно сложно определить чёткие критерии, потому что формулы бестселлера, безусловно, не существует. Все сферы искусства выглядели бы совершенно иначе, если бы мы могли однозначно ответить на этот вопрос.

Зачастую это оригинальное попадание в рамки зарождающегося тренда или тенденции. Создаётся новое произведение, не совсем похожее на предыдущие, либо, наоборот, аккумулирующее в себе заряды и черты нескольких вариаций предыдущих популярных произведений, попавших в общественный читательский запрос. Спрогнозировать это на сто процентов, учитывая, сколько времени занимает работа над книгой, сколько времени уходит на её корректуру, редактору и публикацию, сложно. Понятно, мы можем с довольно большой долей вероятности говорить, что проект будет «крепким», но что он станет бестселлером, сложно спрогнозировать даже на моменте, когда книга готовится в печать. Потому что последнее слово всегда остаётся за читателями.

Я бы рекомендовал молодым писателям слушать подкасты, смотреть блогеров, особенно тех, кто пишет про нишу, в которой автор собирается работать. Это нужно для того, чтобы читать критику, видеть наглядные примеры книг, которые попали в тренд, и на основе этого цеплять мысли и концепции с последующей попыткой «примерить» их к своему творчеству.

Про запретные темы в литературе

Тем, которые не стоит поднимать, за исключением тех, которые попадают под запрет нашего законодательства, в принципе нет. Скорее есть моменты, когда какая-то тема отходит на второй план. К примеру, сейчас заметно снизился запрос на любые зомби-сюжеты, хотя если мы с вами вернёмся во времени примерно лет на 10 назад, то с точки зрения кино, игр и книг эта тематика была одной из самых популярных. Но в какой-то период из неё «выкачали все соки», и понадобилась определённая пауза, чтобы идеи вновь напитались новыми смыслами. Но в целом выбор всегда за автором.

Топ советов как ИИ можно использовать в работе над произведением

ИИ для начинающего автора – это прежде всего возможность попытаться создать иллюстрацию или сопроводительное изображение, либо, если речь идёт об интернет-публикации, базовую обложку для своего произведения.

Если у вас в планах работа с художником, предварительно вы можете погенерировать внешность персонажей вашего произведения с помощью ИИ. А затем результаты использовать в качестве референса для задачи художнику. Стоит отметить, что с точки зрения работы над иллюстрациями ИИ художников не заменяет, но достаточно сильно помогает в работе с ними. Где-то даже помогает сэкономить финансы и ускорить некоторые процессы. В этом плане для начинающего автора все стало несколько проще, чем было те же 5 лет назад.

Если говорить с точки зрения работы над текстом, то на данный момент ИИ, на мой взгляд, особо ничего стоящего предложить не может. Я знаю, что ведутся достаточно активные разговоры о том, что будет дальше и не заменит ли ИИ писателей полностью. Но на данном этапе предпосылок к этому нет. Все потому, что ИИ использует уже существующие информацию, наработки, тексты и матёро их компилирует. При этом у него все равно нет того самого жизненного опыта, который есть у живого человека, а значит, и соответствующего эмоционального ряда.