Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как петербургские ученые исследуют памятники культурного наследия Русского Севера

Исследователи уже посетили Музей изобразительных искусств Республики Карелия, а также Музей церковной старины города Тотьмы
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В Университете ИТМО уже несколько лет развивают методы исследования памятников культурного наследия на основе естественных и точных наук. С этого года на факультете фотоники запускается одноименная научная программа, по которой будут готовить бакалавров и магистров.

По принципу конструктора

Лаборатория изучения объектов культурного наследия, используя передовые оптические технологии, объединяет опыт ученых ИТМО, ведущих научных сотрудников и реставраторов крупнейших музеев Петербурга, а также ученых из нескольких французских институций.

В ее задачи входит не только разработка новых методик изучения живописных произведений, памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства, но и профессиональная оценка состояния сохранности памятников культурного наследия.

«Лаборатория изучения памятников культурного наследия – это развитие глобальной системы изучения и сохранения национального достояния, российского историко-культурного наследия. Это профессиональный и достаточно гибкий подход, который работает по принципу конструктора. Например, есть задача исследовать деревянную архитектуру на острове Кижи или на Соловецких островах. Для экспедиции вы подбираете определенный состав специалистов, например, химик, дендролог, историк архитектуры, реставратор, технолог, а также аппаратуру, которая нужна для исследования именно деревянной архитектуры. Если вы едете в сторону Крыма или Кавказа для работы, например, с фресками скальных храмов, расположенных в горах, нужен другой набор инструментов и другой состав экспедиции. Изменение состава участников экспедиции и набора необходимых инструментов, а также возможность посещать труднодоступные места, где расположены объекты исследования, с набором портативного оборудования – это один из основных подходов лаборатории ИТМО», – рассказывает заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник». На фото – Сергей Сирро

Мобильная группа лаборатории собирает информацию по актуальным задачам области. В стационарных условиях ученые проводят более точные исследования взятых в экспедиции проб, проверяют результаты полевых исследований.

«Модульность и гибкость – это хорошо не только для памятников, удаленных от исследовательских центров, но и для развития профессиональной коммуникации, так как в обычных стационарных лабораториях чаще всего работает определенный коллектив людей, выполняя конкретную задачу с произведениями одного музея, а в составе таких исследовательских экспедиций появляется возможность обмена опытом между специалистами разных научных групп. Еще один важный плюс мобильной лаборатории – помощь малым музеям, у которых нет своих реставраторов и отделов исследования технологии и состояния произведений искусств», – говорит Сергей Сирро.

Среди уже состоявшихся экспедиций исследователей – Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Музей церковной старины города Тотьмы, Успенский собор города Кемь, часовня Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) на Муезере.

Три направления

Сотрудники лаборатории изучения объектов культурного наследия ИТМО сейчас работают по трем основным направлениям: изучают технику древнерусской живописи и составляют базу применявшихся пигментов, исследуют архитектурный декор древнерусских храмов, в том числе древнерусский поливной керамический декор, а также ставят амбициозную задачу по исследованию техники живописи русского авангарда и разработке метода атрибуции и выявления подделок.

Помогают российским ученым специалисты из Лувра – одного из крупнейших художественных музеев мира. Так, руководитель департамента научных исследований реставрационно-исследовательского центра Франции C2RMF (дворец Лувр) Мишель Меню стал инициатором исследования древнерусской живописи, ее особенностей, состава красок, технологии. Планируется продолжить исследование, сравнивая образцы пигментов древнерусской и византийской иконописи, хранящиеся как в Лувре, так и в греческих и кипрских музеях и храмах.

«Наши коллеги из Франции уже работали с близким материалом – византийскими иконами. Объединив силы и знания, мы решили работать над этими задачами вместе. Сейчас мы продолжаем с коллегами ездить по Северо-Западу для сбора материала. Мы уже посетили Кемь, Тотьму, Каргополь, Подпорожье, Муезеро и Беломорск. Собираемся поехать в Варзугу, Архангельск, Ковду и другие места, где до сих пор находятся уникальные памятники древнерусской архитектуры и иконописи», – рассказывает Сергей Сирро.

Внимание ученых привлекает и древнерусская керамика, которая в России практически никем ранее не изучалась. Однако ученые считают, что исследовать есть что. Почему керамика цветная? Как она изготавливалась? Где располагались центры производства керамики? Чем новгородский материал отличается от керамики из Галича? Могли ли вторично использовать керамический декор при перестройке храма? Все это еще предстоит узнать ученым.

Третье направление – изучение русского авангарда – по мнению многих российских и зарубежных специалистов, одно из актуальных и популярных для исследования на сегодняшний день.

«Русский авангард – несомненный прорыв в искусстве начала XX века. Поэтому сегодня он представляет большой интерес не только для ученых, но и для фальсификаторов. В наше время создается бесчисленное количество подделок под русский авангард, которые появляются на аукционах и оцениваются зачастую в огромные суммы, – поясняет собеседник «Петербургского дневника». – Специалисты из Лувра уже проводили исследования творчества живописцев и художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова из собрания музеев Франции. Таким образом, и в этом направлении у коллег есть наработки. Но надо сказать, что и в Русском музее авангард изучается давно, а присовокупляя возможности новой исследовательской лаборатории ИТМО, объединяя специалистов разных профессий, искусствоведов, реставраторов, технологов, мы можем добиться действительно значимых результатов».

В 2020 году сотрудничество французских и российских ученых только укрепилось: проект мобильной лаборатории стал победителем восьмого конкурса на получение мегагрантов правительства России. С 2021 года лаборатория работает благодаря финансовой поддержке, оказываемой Министерством науки и высшего образования России.

Исследование с препятствиями

«Отмечу, что условия для работы музейных специалистов в отдаленных уголках страны есть далеко не везде. Для понимания: пока мобильная лаборатория представляет собой набор исследовательской аппаратуры, необходимый для конкретного исследования и конкретной экспедиции. Для каждой исследовательской задачи подбирается своя команда специалистов. Аппаратура грузится в автомобиль, и мы едем. Часто приходится ехать несколько часов по бездорожью. Если объект находится на острове или на другом берегу, то еще несколько часов уйдет на переправу через реку, так как придется перетаскивать оборудование из машины в лодку, потом устанавливать аппаратуру, перемещать автомобильные аккумуляторы для питания некоторых приборов, если на объекте нет электричества (а такое не редкость). На саму исследовательскую работу зачастую остается буквально пара часов от светового дня. В таких условиях вы каким-то образом должны провести полноценное исследование, потому что второй шанс попасть в это место может выпасть не скоро. Чтобы уложиться в эти короткие сроки, заранее составляется план исследования, и каждый участник группы знает, что он должен делать на объекте», – поясняет Сергей Сирро.

Оборудование условно можно разделить на два вида: оптическое, к которому относятся фотоаппаратура, освещение, бинокулярные микроскопы. И спектрометрическое, которое позволяет узнать состав пигментов или связующего, которые использовались при создании памятника. Также такое оборудование дает возможность распознать различные лаки, смолы, масла, которыми также часто покрыты исследуемые объекты.

«Довольно часто в церквях интерьеры храма перекрашиваются непрофессиональными художниками так, как считают нужным, ставя на первое место внешнюю красоту и яркость. Когда начинаешь работать с объектом, расчищая слои поздней краски, замечаешь, что историческая палитра на самом деле совсем другая, а архитектурный облик, например, иконостаса в храме полностью изменен. Наша работа направлена на то, чтобы дать точную информацию о состоянии сохранности памятника, оценить необходимость консервационных или реставрационных работ», – рассказывает Сергей Сирро.

В то же время приезд сотрудников мобильной лаборатории в небольшой поселок – настоящее событие. К тому же это возможность помочь местным музеям, церквям, домам-памятникам исследовать картины, интерьеры, предметы, для которых нужно специальное оборудование.

Данные для реставраторов

Сейчас исследователи поехали в Подпорожье (Ленинградская область) для изучения деревянных церквей и иконостасов. Это большой проект, инициатором которого стало правительство Ленинградской области. В команду исследователей вошли специалисты из Русского музея, лаборатории изучения объектов культурного наследия ИТМО, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Кижей. Кроме того, в работе принимают участие волонтеры – выпускники различных училищ и вузов как гуманитарной, так и естественно-научной или прикладной направленности.

При выборе памятников истории и архитектуры, с которыми работают специалисты в рамках мобильной лаборатории, учитывается понимание метода. Важно опираться на предшествующий опыт реставраторов и технологов, поэтому всегда полученные в результате исследований данные, среди которых фотографии в различных областях спектра, результаты спектрометрических измерений, рентгеновские снимки, переносят в специализированную базу данных на сервер. Информацию обрабатывают, и на ее основе составляются отчеты и реставрационные паспорта для последующей реставрации памятников.

Для краеведческих музеев

В работе с архитектурным наследием русского Северо-Запада активно участвует лаборатория Государственного Эрмитажа, ведь коллекции одного из главных мировых музее – это не только шедевры западноевропейского искусства, но и богатейшие археологические коллекции, в том числе связанные с древнерусским храмовым зодчеством.

«В лабораторию изучения культурного наследия меня пригласили коллеги из Государственного Русского музея. В рамках сотрудничества мы проводим элементный анализ состава поливных керамических плиток. В Государственном Эрмитаже хранится достаточно обширный археологический материал, в том числе плитки X-XII веков из различных храмов Древней Руси. В то время на Руси не добывался камень для полов, в отличие, например, от византийской архитектурной традиции. Поэтому в то время люди изготавливали глиняные плитки и покрывали их стеклокерамической массой – поливой», – рассказывает младший научный сотрудник отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Денис Прокуратов.


Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник». На фото – Денис Прокуратов

Сейчас, по словам собеседника «Петербургского дневника», исследователи изучают технологию создания глазури на таких плитках. Исследователи хотят определить, как создавался тот или иной цвет. Одна из последних работ показала, что желтый цвет стеклокерамической массы не был добавлен в чистом виде, но образовывался из ее компонентов при нагревании. Оксид олова вступал в реакцию с оксидом свинца, так и образовывался в данном случае желтый свинцово-оловянный цвет плитки.

«Университет ИТМО изготавливает стекло и керамику. Его специалисты понимают технологию создания стекла, какие примеси и в каком объеме добавлять в массу. Совмещая современные технологии и результаты анализа исторических технологий, мы не только разгадываем секреты древних мастеров, но обретаем новые методики сохранения национального наследия. На основе стационарных сложных приборов, используемых в научных лабораториях Университета ИТМО, мы пробуем разработать информативные исследовательские подходы в полевых условиях. Сотрудничество различных учреждений в рамках исследовательских экспедиций – важная часть стратегии наук о наследии в России. А говоря проще, музею, как крупному так и небольшому, археологической экспедиции, сотрудникам учреждений, занимающихся охраной архитектурных памятников, всегда приятно и полезно иметь партнера в лице такого крупного университета, как ИТМО», – рассказывает Денис Прокуратов.

Новая программа

Отметим, что с этого года на факультете фотоники Университета ИТМО начнут обучать бакалавров и магистров по научному направлению «Методы естественных и точных наук в атрибуции произведений искусства и объектов культурного наследия».

«Мы будем готовить уникальных специалистов в сфере наук о наследии, в том числе студенты будут проводить анализ произведений искусства, познакомятся с сообществом создателей свободного программного обеспечения и научатся создавать специализированные базы данных, использовать методы машинного зрения для автоматизации процессов обнаружения дефектов различной природы, задач атрибуции и датировки объектов. Студентов ждет практика в музеях Санкт-Петербурга и России: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, а также увлекательные исследовательские поездки по Северо-Западу России и Кипру», – говорит руководитель лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Ольга Смолянская.

Закрыть