Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Уникальные сервизы вернулись в Царское Село

Коллекция ГМЗ «Царское Село» пополнилась шедеврами фарфора XIX – начала XX века. 75 редких предметов из двух знаменитых сервизов, изготовленных специально для этой императорской резиденции, передал в дар музею-заповеднику меценат Михаил Карисалов
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

У сотрудников музея «Царское Село» праздничное настроение. Они получили в дар уникальные вещи – Корбиевский и Рафаэлевский сервизы. Теперь, как заверила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, эти предметы, которые и посудой-то называть не хочется, займут свое место в постоянных экспозициях.

Импортозамещение по-петербургски

В музее говорят: Корбиевский сервиз, радующий глаз нарядной позолотой и красочными цветочными композициями, можно назвать наиболее востребованным в Царском Селе. Он поступил сюда в 1823 году и стал самым любимым и «долгоиграющим», так как прослужил здесь целый век.

«Название свое он получил по имени владельца магазина Жерома Карбье, который располагался на Невском проспекте. После этого сервиз был отправлен в кладовые Царского Села для «употребления при Высочайших столах», – рассказывает хранитель коллекции фарфора и стекла ГМЗ «Царское Село» Елена Еремеева.

Существует версия, что изначально набор был изготовлен в Великобритании. Но так как фарфор вещь хрупкая, сервиз приходилось постоянно пополнять. И с этой задачей прекрасно справлялись два петербургских завода – Императорский фарфоровый и завод братьев Корниловых.

«Николай I пожелал иметь фарфоровый ансамбль. Однако немалое количество предметов портилось, билось, и были постоянные доделки. Они изготавливались вплоть до эпохи Николая II», – уточнила заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

20 лет спустя

Рафаэлевский сервиз – самый значительный парадный ансамбль конца XIX – начала ХХ века. Его создавали на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III.

Мастера приступили к работе в 1883 году, а завершили ее 20 лет спустя, уже при другом императоре Николае II. За это время даже сложилась своего рода традиция: каждый год к Рождеству преподносить самодержцам по новому предмету.

Сервиз на 50 персон украшен живописным декором и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане. На предметах изображены арабески, лиственные гирлянды и герои античной мифологии. А на их принадлежность указывают особые марки, размещенные на тыльной стороне.

«Вот здесь можно увидеть очень красивую марку с золоченым вензелем Александра II, украшенным прорисованным геометрическим узором. Такие марки были придуманы специально для Рафаэлевского сервиза, и на других предметах вы их не увидите», – объясняет Елена Еремеева.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Остается людям

Судьба распорядилась так, что сервиз, изготовленный специально для царскосельской резиденции, никогда здесь не был. В 1903 году его сдали на хранение в кладовые, а спустя год передали в Аничков дворец в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Дальнейшая биография фарфорового шедевра неизвестна. Но поскольку его отдельные предметы то и дело где-то всплывают, специалисты предполагают, что в 20-30 годы прошлого века он, скорее всего, был продан.

«Этот сервиз, уникальность которого еще и в том, что он ни разу не использовался, демонстрирует нам удивительную метаморфозу смены вкусов двух эпох, от Александра III до Николая II», – считает меценат Михаил Карисалов.

Он отмечает, что предметы из Рафаэлевского сервиза очень редко выставляются на аукционах. Поэтому, когда он увидел знакомые тарелки на аукционе в Лондоне, приложил все для того, чтобы приобрести их и подарить Царскому Селу.

«Благодаря Михаилу Карисалову, который является членом Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село», наше собрание пополнилось редчайшими предметами русского искусства, в числе которых живопись, мебель, посуда. А сегодня к нам вернулись предметы из уникальных сервизов», – подчеркнула Ольга Таратынова.

Ну а сам меценат, отвечая на вопрос «Петербургского дневника», не жаль ли ему расставаться с такой красотой, ответил просто: «Нет, конечно. Я скажу, может быть, избитую, но очень точную фразу: все должно оставаться людям».

Закрыть