Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Трагедия и триумф команды Василия Сталина: о судьбе сильнейшего хоккейного коллектива

В юбилейный для отечественного хоккея год «Петербургский дневник» рассказывает о наиболее значимых событиях в истории этого вида спорта в нашей стране. Сегодня вспомним о команде ВВС, которая была сильнейшей в СССР в начале 1950-х

История хоккейной команды ВВС была короткой, но яркой. Коллектив, опекаемый сыном вождя народов, трижды подряд выиграл золотые медали, сделав это после того, как группа талантливых игроков погибла в авиакатастрофе.

КЛУБ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ

Начать рассказ надо с организации в 1944 году футбольной команды московского авиатехнического училища, которая в том же году выступила в розыгрыше Кубка СССР и вышла в четвертьфинал. В сентябре 1944 года в команде появился Всеволод Бобров, переведенный из Омского военного училища, но вскоре одаренный форвард оказался в главной армейской спортивной дружине – ЦДКА (ныне ЦСКА). В полном составе «военные летчики» зимой играли в хоккей с мячом и хоккей с шайбой, когда его начали у нас развивать.

В 1947 году меценатом спортивного общества ВВС стал генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, переведенный в Москву из Германии. Он стал делать все, что было в его силах, чтобы команды «военлетов» стали лучшими. В футболе была слишком сильна конкуренция, и наивысшим достижением ВВС стало четвертое место в чемпионате СССР 1950 года. В хоккее же удалось создать, как сказали бы позже, суперклуб. Василий Сталин лично убеждал игроков переходить в ВВС, обещая им офицерские звания и, что важнее, решение вопросов с жильем. В послевоенные годы даже знаменитые футболисты и хоккеисты ютились с семьями в коммуналках, а сын вождя обеспечивал их отдельными квартирами.

ВВС – ВЗЯЛИ ВСЕХ СПОРТСМЕНОВ

Болельщики в шутку расшифровывали аббревиатуру ВВС по-своему – «ватага Василия Сталина», «взяли всех спортсменов», «взяли весь «Спартак». Из «Спартака» действительно перешла тройка нападения Зденек Зикмунд – Юрий Тарасов – Иван Новиков, игравшая в 1948 году за сборную СССР в товарищеских матчах с пражской командой «ЛТЦ». Зикмунд был еще и теннисистом высокого класса, играл в паре с Николаем Озеровым, будущим популярным комментатором. Юрий Тарасов – младший брат Анатолия Тарасова, ставшего великим тренером, талантливый форвард, скоростной, резкий, азартный. Ворота защищал лучший вратарь советского хоккея первых лет латыш Харийс Меллупс. Главной же звездой ВВС стал гениальный Всеволод Бобров, перешедший в 1949 году. В таком составе «летчики» начали поход за чемпионским титулом, но произошла трагедия.

КАТАСТРОФА, КОТОРУЮ ЗАСЕКРЕТИЛИ

Седьмого января 1950 года команда отправилась на матч в Челябинск с местным «Дзержинцем» не поездом, как обычно, а самолетом, который распорядился выделить Василий Сталин. Это был военный Ли-2, им управлял экипаж с боевым опытом. На рейс опоздал Всеволод Бобров. Самая распространенная версия – у форварда сломался будильник, но есть и не столь прозаическая: биографы великого спортсмена писали, что он ту ночь провел в богемной компании писателей и артистов.

Также в Москве остались дисквалифицированный Александр Виноградов и новичок Виктор Шувалов, только что перешедший из челябинского клуба, его решили не брать в поездку, чтобы не злить болельщиков в уральском городе. Самолет сделал посадку для заправки в Казани, тем временем погода на Урале сильно ухудшилась. Челябинск не принимал, пришлось пойти на запасной аэродром Кольцово в Свердловске. Там бушевала метель, пилоты заходили на посадку по приборам, вслепую. Дважды Ли-2 уходил на второй круг, а на третьем заходе столкнулся с землей.

Самолет не загорелся, но удар был таким сильным, что все, кто был на борту, погибли – шесть членов экипажа и 13 пассажиров: играющий тренер Борис Бочарников, хоккеисты Евгений Воронин, Василий Володин, Николай Исаев, Юрий Жибуртович, Зденек Зикмунд, Харийс Меллупс, Александр Моисеев, Иван Новиков, Юрий Тарасов, Роберт Шульманис, врач команды Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.

О катастрофах в те годы не сообщали. Погибших похоронили в братской могиле рядом с аэродромом Кольцово, позднее установили памятник, но впервые в советской прессе рассказали о трагедии только в 1969 году.

НОВЫЙ ВЗЛЕТ

Матч в Челябинске отменять не стали, чтобы не давать почву слухам. Играющим тренером назначили Боброва, срочно вызвали группу бывших хоккеистов ВВС, уже закончивших выступать. Вместо Юрия Жибуртовича в состав ввели его брата Павла, серьезно не игравшего в хоккей, но оказавшегося талантливым спортсменом, затем выступавшим за сборную. Заново сформированная команда выиграла у челябинцев – 6:3, каждый бился на льду за себя и за товарищей. В чемпионате-1949/50 «летчики» заняли четвертое место.

Команда ВВС благодаря усилиям Василия Сталина пополнилась группой мастеров, в числе которых был и ленинградец Анатолий Викторов. Под руководством Всеволода Боброва были одержаны три победы подряд в чемпионатах СССР (1950/51, 1951/52, 1952/53).

Василий Сталин после смерти отца попал в опалу. Команды ВВС в 1953 году расформировали под предлогом сокращения армейских спортклубов. Почти все хоккеисты перешли в ЦСКА, играли в сборной СССР.