Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Петербургский герпетолог рассказал, почему яд гадюки не так страшен, как анафилактический шок

В окрестностях города заметили несколько ядовитых змей

С приходом весны из-под снега появляются не только первоцветы, но и редкие обитатели городских парков и заповедников – гадюки обыкновенные. После зимней спячки они выползают на опушки, просеки или полянки, чтобы погреться. Традиционные места обитания пресмыкающихся – заказники «Юнтоловский» и «Гладышевский», «Сестрорецкое болото» и «Озеро Щучье».

Первыми счастливчиками, которые заметили змей, стали зоологи и фотографы. Снимки холоднокровных появились в городских пабликах еще в марте.

«На бугорке вокруг пня на солнышке разлеглись три изящные змеи. Это первая моя находка гадюк этой весной. Змеи еще вялые. Поняв, что я для них не представляю опасности, спокойно попозировали мне. Даже ни разу не зашипели на меня», – поделился петербургский зоолог Павел Глазков своими наблюдениями в сообществе «Каждой твари по паре», совершая прогулку по традиционным «гадючьим» местам в заказнике «Коккоревский».

Утверждение, что гадюки живут рядом с нами, верно, но встречей с ними может похвастаться не каждый. Сегодня, по примерным подсчетам Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, на территории города может обитать всего несколько десятков особей. Они занесены в Красную книгу Петербурга, а за уничтожение змеи придется заплатить штраф в 5 тысяч рублей.

Помимо гадюки в наших краях можно увидеть веретеницу, но ее тело обычно коричневого или бронзового цвета. Отличить этих двух змей можно безошибочно. Правда, страх иногда сильнее разума.

«Если у страха глаза велики, не прикасайтесь к змее, – советует читателям «Петербургского дневника» доктор биологических наук, герпетолог Владимир Черлин. – Когда человек боится, ему все равно, есть у змеи, как у обыкновенной гадюки, зигзагообразная полоса на спине или нет. Надо спокойно встать и посмотреть, что будет делать змея: она может полежать или уползти. Если начнете двигаться в ее сторону, уползет. Нападать на человека она не станет».

Питаются гадюки преимущественно грызунами, птенцами и лягушками. Для мелких животных ее яд смертелен. Но человек не входит в сферу пищевых интересов гадюки. Укусит она только в том случае, если расценит действия человека как нападение: если он наступил на нее или схватил рукой. В этом случае, говорят эксперты, надо сохранять спокойствие и не паниковать, как бы сложно это ни показалось. В противном случае отравление будет протекать тяжелее.

«Накладывать жгут не надо. Он производит более тяжелые травмы – язвы или некрозы. Ну и самое главное – надо надрезать ранку в месте укуса ножом. Крови должно вытечь достаточно, чтобы внутри организма не оставалось яда. Для этого рану надо все время массировать и промывать водой».

Сразу после укуса необходимо как можно скорее обратиться в ближайший медпункт. Там окажут квалифицированную помощь, в том числе дадут противоаллергические препараты. Яд гадюки не так страшен, как анафилактический шок, возникающий вследствие аллергической реакции организма.

«У меня так погиб друг – не от отравления, а от шока», – заметил биолог.

К слову, в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, куда обычно обращаются жертвы змеиных укусов, сообщили, что ни одного пациента к ним пока не поступало. В то же время многих петербуржцев известие о том, что гадюки проснулись, заставляет нервничать. Ежегодно в больницы попадают десятки пострадавших.

В большинстве случаев жители сами провоцируют нападение. Есть даже любопытная статистика, которую в своем паблике приводит зоолог Павел Глазков. По его сведениям, «в России до 90 процентов укушенных гадюками – это мужчины».

Впрочем, тому, что нападениям со стороны гадов подвергаются именно мужчины, есть логичное обоснование.

«Гадюки – это лес или пустошь, часто – необжитая территория. Мужчины в принципе чаще появляются там, где есть риски. Они более смелые и решительные, меньше склонны оглядываться по сторонам. Больше вероятности, что мужчина не обойдет змею осторожно, а шуганет ее, – вся совокупность дает нам эти 90 процентов», – прокомментировал «ПД» психолог Павел Озеров.