Яндекс.Метрика
  • Константин Василевский

«Много молодых, много дебютантов, много новых имен, много книг». Каким стал длинный список «Нацбеста»

Рассказывает ответственный секретарь премии Владислав Толстов

Российская литературная премия «Национальный бестселлер» объявила длинный список 2021 года, а заодно и состав Большого жюри. Короткий список ожидают к 12 апреля, однако уже сейчас можно сказать, что не обошлось без сюрпризов. Например, в список не попал роман Леонида Юзефовича «Филэллин». Зато в нем есть «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова, «Готские письма» Германа Садулаева, «Книга о Петербурге» Сергея Носова, «Эксгибиционист» Павла Пепперштейна и другие произведения известных писателей.

Подробнее о лонг-листе мы попросили рассказать ответственного секретаря премии Владислава Толстова.

– Сложно ли было организовать появление длинного списка вам – как новому ответственному секретарю?

– Не так сложно, как я думал поначалу. Я больше всего боялся кого-то пропустить, забыть, написать неточно название или перепутать фамилию. Поэтому каждый список и каждый текст перепроверял несколько раз. В общем, избежать косяков не получилось: 8 февраля выложили длинный список, список номинаторов и состав Большого жюри на сайте премии «Национальный бестселлер», и весь день что-то уточняли, поправляли, добавляли, меняли фотографии или обложки. Но все позади – члены Большого жюри приступили к чтению конкурсных текстов, ждем первые рецензии.

– Как вы в целом оцените длинный список? Он получился очень разноплановым, если на первый взгляд.

– Да, он очень разный. Много молодых, дебютантов, много новых имен, много книг, изданных не в Москве и не в Петербурге.

– Присутствие в нем Шойгу вас не удивляет?

– Каждый номинатор имеет право выдвинуть в «Нацбест» книгу, которая, по его мнению, обладает качествами бестселлера, то есть книгу, пользующуюся популярностью у читателей. Книгу Сергея Шойгу выдвинул Олег Зоберн – очень грамотный и опытный редактор, сам, кстати, не раз участвовавший в конкурсе «Национального бестселлера» со своими книгами. Так что никаких нарушений регламента не было. Все обратили внимание на фамилию автора, но только члены Большого жюри при голосовании решат, какое произведение заслуживает короткого списка.

– Есть ли писатели, которых можно назвать фаворитами?

– Нет, я как ответственный секретарь премии не могу говорить о своих читательских предпочтениях (а они есть, конечно).

– Как вам участие петербургских авторов в этом сезоне?

– «Национальный бестселлер» – премия питерская по рождению, с петербургской пропиской, и финал ее также будет проводиться в Петербурге (если к тому времени, к концу мая, снимут ковидные ограничения на проведение массовых мероприятий). Поэтому традиционно в ней активно участвуют питерские авторы и издатели – и как номинаторы, и как члены Большого жюри. В этом сезоне мы пригласили в Большое жюри людей, которые прежде в нем не работали, питерских авторов – Дмитрия Филиппова, Максима Мамлыгу, Татьяну Леонтьеву (она сейчас переехала в Москву, но до этого много лет жила в Петербурге).

Мне самому интересно, на какие книги они обратят внимание и что о них напишут. Я как секретарь только организую процесс, и я рад, что в жюри «Нацбеста» пришли новые люди с собственными представлениями о том, что есть хорошая литература и какую книгу можно назвать национальным бестселлером 2021 года. Давайте подождем – итоги работы жюри будут известны в середине апреля.

Закрыть