Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Дети vs родители: психологи объяснили, почему в Петербурге растет число семейных конфликтов

А также дали советы родителям, как наладить отношения с собственным чадом

Петербургские родители все реже стали находить общий язык с детьми – об этом сообщили в Службе медиации города. По данным организации, число семейных споров за 2020 год заметно выросло. Согласно статистике, в прошлом году 40% обращений в службу касалось именно конфликтов между родителями и детьми. Причина, по мнению специалистов, лежит на поверхности – пандемия, вызванная ею самоизоляция и общая нестабильная обстановка, которая всех раздражает.

Психолог и профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким отметила, что такие последствия абсолютно неудивительны, а напротив, вполне закономерны.

«Прошлый год был для нас непростой, мы оказались запертыми в своих квартирах в связи с пандемией, и это оказалось серьезным испытанием на прочность наших отношений не только с супругами, но и с детьми, – объяснила она. – Понятно, что такая самоизоляция и долгое пребывание в замкнутом пространстве не самым лучшим образом отразились на отношениях, но родителям важно помнить, что отношения с ребенком – это то, что корректируется, это всегда можно изменить, особенно если у родителей есть такое желание и готовность».

Марина Ким напомнила, что всегда можно обратиться к специалистам, есть много детских и подростковых психологов, а также психотерапевты для взрослых, которые, по ее словам, работают с подобными вопросами и позволяют в первую очередь прожить какие-то эмоции на эту тему, а потом, когда голова уже станет холодной и эмоции улягутся, составить какой-то план действий.

«Нужно четко обозначить свои границы и границы ребенка. Большую роль играет расписание, режим дня – это основа основ. У родителей и детей должны быть договоренности, и здесь важен диалог, – подчеркнула психолог. – Если речь идет о подростках, то родители должны принять тот факт, что ребенок вырос, и поэтому сейчас ему нужно больше личного пространства и больше свободы. Обычно родителям очень трудно поймать этот момент, когда ребенок вдруг дает понять, что ему не нужно столько заботы, не нужна еда в контейнере, звонки и контроль. Так вот родителям нужно вовремя перестроиться и дать ребенку больше свободы, при этом обозначив то, что для вас принципиально важно. Например, если у ребенка какие-то проблемы с желудком, вы ему четко обозначаете, что это вопрос его здоровья, и он должен контролировать его сам. Уже можно ответственность передать ребенку за какие-то важные вопросы».

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СПбГУ Наталья Искра уверена: конфликты – это не всегда плохо.

«Они позволяют по-новому выстроить отношения. Очень важно не избегать конфликтов, а учиться вести себя в них так, чтобы это приводило к выработке каких-то новых взглядов и правил, – посоветовала эксперт. – Если избегать конфликтов, особенно с детьми более старшего возраста, то в итоге это приведет к тому, что и родители будут чувствовать себя жертвой, и детям придется терпеть то, что им не нравится. Но рано или поздно терпение заканчивается, и это приводит к еще более тяжелым конфликтам. А если конструктивно разрешать их, вырабатывать новые договоренности, то это только положительно скажется на отношениях. Главное, что все диалоги должны быть без оскорблений и насилия».

Еще об одной грустной статистике на минувшей неделе сообщила Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина – по данным Главного следственного управления СК по Петербургу, за девять месяцев 2020 года с собой покончили десять детей, что в три раза больше, чем в 2019 году.

Кроме того, среди петербургских подростков зафиксировано немало попыток самоубийства – так, если в 2019 году их было зарегистрировано 127, то за девять месяцев 2020 года было выявлено уже 120 случаев.
По словам Марины Ким, это также может быть связано с пандемией и снижением социальной активности детей.

«Фактически дети не реализовывают свою потребность в общении с другими, а у подростков общение – это ведущая деятельность. Получается, что их лишили той среды, которая их развивает и дает энергию. Плюс у детей образовалось много свободного времени, потому что несмотря на дистанционное обучение, они на время перестали посещать кружки и секции, ходить на встречи с друзьями. И они тратят это время на гаджеты, компьютерные игры, смотрят аниме, – объяснила эксперт. – На фоне такого легкого депрессивного состояния и под влиянием виртуальной реальности могут не только возникать суицидальные мысли, но даже и предприниматься какие-то попытки к самоубийству».

Однако если родители внимательно отнесутся к своему чаду, можно уберечь его от смертельной ошибки и страшных мыслей. Марина Ким рассказала, что чаще всего дети озвучивают свои желания покончить с собой или намекают на это.

«Родителям не стоит пугаться таких разговоров. Если ребенок об этом говорит, значит он готов к диалогу, и более того, он просит помощи. Те дети, которые реально хотят уйти из жизни, но таких очень мало, они ни с кем не разговаривают, они просто это делают, и их попытки как правило удачные. Те же, кого удалось спасти или переубедить, их решение не твердое, они готовы это обсуждать и готовы быть в диалоге, – отметила психолог. – Не надо винить себя, нужно просто понять, что у ребенка есть некая сложность, о которой необходимо поговорить. И пусть ребенок сначала отреагирует эмоцией, а потом уже можно будет предлагать конкретные варианты решения проблемы».

Марина Ким также добавила, что есть фразы, которые ни в коем случае нельзя использовать при разговоре с ребенком в депрессивном состоянии – «что ты можешь понимать в этой жизни», «ты еще слишком мал, чтобы делать какие-то выводы», «твои проблемы – ничто», «через пять лет ты про это уже забудешь».

«Так говорить точно нельзя, потому что это обесценивание чувств ребенка, и это точно не то, что он хочет услышать в подобном состоянии. Это, наоборот, оттолкнет его еще больше», – пояснила эксперт.

Закрыть