Яндекс.Метрика
  • Алексей Андрианов

Юрий Желудков: «Только открыли шампанское – а тут заходит Садырин»

Легендарный полузащитник «Зенита», чемпион Советского Союза 1984-го, а ныне тренер ДФК «Зенит 84» Юрий Желудков вспомнил самые яркие этапы своей спортивной биографии

– В 1984 году «Зенит» стал чемпионом СССР, а в сборной страны за исключением Николая Ларионова никто не заиграл. В чем причина?

– Тренеры сборной всегда набирали своих игроков. Бесков брал спартаковцев, Лобановский – киевлян, Малофеев – ребят из минского «Динамо». Работал бы в сборной Павел Федорович Садырин, он пригласил бы зенитовцев. Но, увы, Садырин пришел в национальную команду слишком поздно для нас – на дворе стоял уже 1993 год.

– Вы выступали за олимпийскую сборную Советского Союза. Заходила ли речь о главной команде страны?

– Я ездил на сборы, но так ни одной встречи и не провел. Хотя сборная СССР тогда была чемпионом мира по товарищеским матчам: ни целей, ни задач, приехал в год на восемь матчей, всех обыграл – хорошо!

– Что больше всего запомнилось в олимпийской сборной?

– То, что отменили Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. У меня был шанс на ней сыграть.

– В чем секрет «Зенита» 1984 года?

– В команде играли практически одни ленинградцы. Все мы были приблизительно в одном возрасте – 25-26 лет, у нас сложился очень дружный коллектив во главе с Павлом Садыриным. Помню, выиграли Кубок СССР в Одессе у «Черноморца» 3:0. За выход в полуфинал тогда давали звание мастера спорта, мы собрались в номере отметить это событие. Открыли шампанское – и вдруг заходит главный тренер! Мы в ужасе, а Павел Федорович обводит комнату взглядом и говорит: «Штрафую всех… Всех, кого здесь нет».

– Для ленинградских болельщиков и специалистов «точка Желудкова», с которой вы забили два штрафных в ворота Рината Дасаева в выездном матче со «Спартаком», стала легендой. Вы заранее принимали решение, куда будете наносить удары?

– Да. Перед вторым ударом нападающий «Спартака» Сергей Родионов кричал Дасаеву: «Жди удар в тот же угол», на что вратарь «Спартака» только махнул рукой: «Я сам знаю, вставай в стенку!» А когда я забил, Родионов подбежал к Дасаеву: «Ну я же говорил!» В Интернете можно найти видео этих ударов.

– Многие футболисты «Зенита» утверждают, что о возможности побороться за первое место всерьез заговорили после победы над тбилисским «Динамо». Согласны с этим утверждением?

– Пожалуй, да. «Спартак» и Тбилиси – вот самые важные две игры. «Днепр» и «Торпедо»? В концовке все шло по накатанной, нас было уже не остановить.

– Перед решающими осенними матчами Садырин не стал нагружать команду, а, напротив, повез вас на сбор в Сочи. Помните тот период?

– Да, конечно. Мы вообще не играли в футбол – волейбол, теннис. Замечательное время!

Фото: «Петербургский дневник»

– В 1984 году «Зенит» выиграл чемпионат, но уступил в финале Кубка московскому «Динамо». Примечательный факт: «Зенит» считался кубковой командой, но впоследствии вам раз за разом переходил дорогу донецкий «Шахтер», у которого вы лишь раз выиграли серию пенальти. В чем причина?

– «Шахтер» был очень тяжелой командой. Нам легко игралось с тбилисским «Динамо», «Араратом» и «Нефтчи» – хорошими, играющими командами, которым мы постоянно «отгружали» по нескольку мячей, но очень сложно приходилось с «Шахтером» и киевлянами.

– Что футболистам «Зенита» подарили за победу в чемпионате СССР?

– На приеме в Исполкоме Ленинграда нам подарили пакеты с командной фотографией. Это хорошо запомнил.

– Сколько раз в жизни вам напоминали о «Куусюси» – занозе в сердце каждого ленинградца?

– Ох, не счесть! И вы вот сейчас туда же! В первом матче мы выиграли 2:1, а во втором уступили 1:3, пропустив решающий гол в дополнительное время. В том матче у Вовки Клементьева был хороший момент, когда он выходил один на один. Забей Володя, и игра сложилась бы по-другому. Шел ливень, поле было тяжелое, вязкое – я таких газонов никогда в жизни больше не видел: настоящее болото. У «Куусюси» тогда в составе были несколько англичан, вот они и играли только верхом, все три гола забили нам головой.

– В четвертьфинале Кубка европейских чемпионов «Зенит» мог бы встретиться со «Стяуа».

– Румыны тогда и выиграли турнир. Сетка у нас была хорошая: помню, после победы над «Волеренгой» хотели себе в соперники именно «Куусюси». Когда в аэропорту узнали, что нам попались именно финны, так радовались… Что ж говорить, мы были должны проходить «Куусюси». Увы, не сложилось.

– Грустным получился финал золотого «Зенита» в 1987 году. Кто ж был прав, а кто виноват?

– Что сейчас ворошить прошлое… Все были понемножку неправы – и мы, и Садырин. Потом-то мы во всем разобрались, помирились. С Павлом Федоровичем у нас были хорошие отношения. Когда он отправился работать в ЦСКА, я уже играл в Швеции. За границу уехали многие: Бирюков, Долгополов, Ларионов, Кузнецов. Потом, в 1991-м, когда в «Зенит» вернулся Юрий Морозов, я еще полсезона отыграл за «Зенит», но затем уехал в Израиль. С Павлом Федоровичем все это время поддерживали связь.

– В 1988 году вы перенесли тяжелую операцию на крестообразной связке своей рабочей, левой ноги. Как в тех реалиях проходило ваше восстановление?

– У меня вырезали мениск, заменили крестообразную и подшили боковую связку колена. Помню, в клинике врачи удивлялись: «Как ты вообще до нас дошел?» Завидонов отправлял меня в дубль, но там играть я не стал, решил делать операцию, а на поле вернулся уже через 7 месяцев. В итоге доиграл до 36 лет: после Израиля провел 2 года в Финляндии, а в 1996 году с Володей Долгополовым выступали в Армении. Но там был такой уровень, что через 2 месяца решили вернуться домой.

– Нынешний «Зенит» имеет хоть какое-то сходство с «Зенитом» образца 1984 года?

– Нет-нет, сейчас все по-другому. Начиная с зарплаты и заканчивая комплектованием.

– Когда ходите на «Газпром Арену», вспоминаете, что она стоит на месте Стадиона имени Кирова?

– Ну а как же. Хорошо, что сохранили дворик и историческую арку. Приятные воспоминания.

– Ваша команда ДФК «Зенит 84» 2009 года рождения заняла второе место на турнире «Возрождение» во Всеволожском районе Ленинградской области. Вырастут ли из нынешнего поколения новые Желудковы, Клементьевы, Чухловы?

– Ой, не знаю, трудно сказать. Сейчас совсем другие условия, нежели в мое время: они приезжают на машинах, в форме, я же ездил по три часа в одну сторону из Петергофа в «Смену» на улицу Верности. Современные дети живут на всем готовом, у них компьютеры, гаджеты, социальные сети. Есть, конечно, те, кто очень старается и хочет добиться успеха в футболе, так что будем надеяться.

– Причина в том, что в «Зените» свои игроки получают мало игрового времени?

– У клуба другая политика: набрали дорогих футболистов ради результата. Некогда воспитывать молодежь. У нас играли практически одни ленинградцы и лишь три иногородних футболиста – Мельников, Давыдов и Бирюков. У нынешнего «Зенита» цель – выиграть первое место и хорошо проявить себя в Лиге чемпионов, под эти задачи берут готовых игроков.

– Сможет ли «Зенит» с подобным подходом успешно выступить в Лиге чемпионов?

– Сложно сказать. Многое будет зависеть от жеребьевки.

Закрыть