Яндекс.Метрика
  • Инна Володина

На коллекторов нашли управу в лице судебных приставов

Жесткого контроля за этими специалистами потребовал Владимир Путин
На коллекторов нашли управу в лице судебных приставов Фото: Петербургский дневник

Во вторник президент России Владимир Путин провел встречу с главным судебным приставом РФ Дмитрием Аристовым. Глава государства высказал мнение, что коллекторов и прочих специалистов по взиманию долгов необходимо взять под более жесткий контроль.

«Они переходят всякие границы», – возмутился глава государства во время встречи с директором Федеральной службы судебных приставов Дмитрием Аристовым.

Новая структура

Приставы получат возможность контролировать не только коллекторские агентства, для которых взимание долгов – основной вид бизнеса, но и микрофинансовые организации (МФО), которые сами одалживают деньги и сами же пытаются получить их у тех, кто не спешит с возвратом.

Коллекторские агентства, чьи сотрудники выходят за рамки закона, регулярно штрафуются. Так, за последний год сумма штрафов составила 235 миллионов рублей, а всего внеплановых проверок было более тысячи.

В среднем каждое из коллекторских агентств – в стране их около трехсот – проверяли по 4 раза.
  
Микрофинансовых организаций уже более 1600, не считая многочисленных филиалов. И именно они допускают порядка половины всех нарушений, на которые потребители потом жалуются судебным приставам. А приставы пока ничего не могут с этим поделать, поскольку за МФО только надзирают.

По словам Дмитрия Аристова, новая структура потребует бюджетных вливаний: в ней, по предварительным оценкам, станут служить около 400 сотрудников, и содержание такого аппарата обойдется в 270 миллионов. Президент пообещал поддержку.

«Просто вымогатели»

Напомним, что коллекторы в Петербурге и других городах были неоднократно замешаны в разных скандалах. Так, в прошлом году одно из агентств терроризировало 59-летнюю вдову своего должника, причем активизировалось именно тогда, когда долг вырос с 40 тысяч рублей до 450 тысяч.

В том же году Следственный комитет России расследовал дело по статье «Самоуправство» против двух сотрудников МФО, избивших должника прямо у него дома.

Петербургская журналистка Екатерина Омецинская в 2018 году оказалась втянута в по-настоящему безумную историю: коллекторы требовали деньги у человека, который никогда не жил в ее квартире, но взыскатели почему-то имели на этот счет иное мнение.

Вымогатели не просто терроризировали семью звонками в дверь, а портили вещи, в частности, дверной замок, малевали надписи на стенах.

«Я никогда не брала кредита, а человек, который его якобы брал, никогда не жил по нашему адресу. И у меня есть подозрение, что это не коллекторы, а просто вымогатели, которые ищут жертву, способную заплатить, лишь бы от нее отстали. Вот нашли маму с ребенком, то есть меня. Но полиция не смогла их вычислить, хотя было и видео злоумышленников, и номера телефонов», – рассказала корреспонденту «Петербургского дневника» Омецинская.

По ее словам, со временем вымогатели отстали, ситуация нормализовалась.

ФАКТ:

321 коллекторская организация работает в России. Такие данные на днях привел директор Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов.

МНЕНИЯ:

Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения «За безопасность»

«Мы этим вопросом давно озадачены и не раз выходили с предложениями ограничить или взять под контроль деятельность коллекторских агентств и микрофинансовых организаций, потому что их влияние граничит или уже переходит грань Уголовного кодекса. Необходимо либо лицензирование, либо более тщательный контроль со стороны приставов или Росгвардии».

Вера Астафьева, психолог

«Действия коллекторов заточены на то, чтобы сломать человека психологически и заставить откупиться даже от несуществующего долга. Если сохранять спокойствие уже сложно, можно взять за правило ненавидеть кого-то только в определенные часы. Выделить себе один час в день для ненависти, а в остальное время запретить себе думать о враге».

Юрий Баринов, адвокат

«Закон о коллекторской деятельности сам по себе хорош, но его исполнение хромает. У приставов слишком мало оперативных функций. Они не могут проводить полноценное дознание, брать по запросам видео с камер, ходить с фотографией по домам и спрашивать, не видел ли кто человека, который испортил стены в подъезде… У них и правда мало полномочий».

Закрыть