Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Кому в Петербурге нужны прогулки по воде

Накануне Дня работников морского и речного флота корреспондент «ПД» побывал на одной из водных экскурсий, возобновившихся 28 июня. В отсутствие туристов по рекам и каналам катаются в основном петербуржцы
Фото: «Петербургский дневник»

Первое, что бросается в глаза, – туристы больше не фотографируют все подряд. И вообще не достают смартфоны из сумок. Потому что никакие они не туристы: 20 процентов теплоходных пассажиров – это москвичи, остальные – петербуржцы. И все архитектурные красоты ими давно засняты. 

Прибыль по стульям считают 

В прежние годы расклад был примерно такой: 40 процентов местных жителей, 30 процентов – приезжих из российских городов и 30 процентов иностранцев. Представители одной из компаний, чьи теплоходы бороздят Неву и Фонтанку, признались, что вынуждены были в этом году совсем отказаться от англоязычного маршрута – клиентов не нашлось. Убрали и «круиз» по заливу. Добавил сложности и закрытый проход под ремонтирующимся Зеленым мостом. «Малолюдная» акватория, конечно, облегчает работу лоцманам, но и они грустят по тому времени, когда поток туристов не иссякал даже в дождливые дни. Зато сейчас каждая экскурсия проходит в сопровождении гида, а раньше наплыв был таким, что экскурсоводов на всех не хватало и приходилось включать аудиозапись. 

«Мы начинаем наше путешествие, – объявляет гид, – и просим соблюдать меры санитарной безопасности». 

Тут же послышался скрип отодвигаемых друг от друга стульев. Теплоход простоял в ожидании пассажиров полчаса, но людей набралось – только на верхнюю палубу. Внизу остался один экскурсовод. На причале можно было заметить несколько рядов стульчиков, но не для тех, кто стоит в очереди (а хотел бы сидеть). 

«Это наша упущенная прибыль, – пояснил капитан теплохода «Аргус» Эдуард Голозубов. – Причем большую часть уже увезли на склад. Мы унесли стулья и кресла из верхнего салона и теперь разгружаем нижний, раз уж все пассажиры должны сидеть на расстоянии друг от друга». 

По оценкам капитана, в этом году судам удастся выполнить годовой план в лучшем случае на 30 процентов. Если в прошлом году теплоходы отходили от пристани каждые 20, а то и 15 минут, потому что за это время успевали наполниться оба салона, то теперь приходится ждать положенные полчаса. 

Еще одно украшение причала – вендинговый автомат по продаже масок. Без масок не пускают и на борт, о чем предупреждают еще при продаже билетов. А гид, хоть и сидит в салоне в гордом одиночестве, носит белые перчатки, которые выглядят очень аристократично, хотя на самом деле несут ту же санитарную функцию. На входе в салон установлен дозатор с санитайзером. Капитан заверил, что судно опрыскивают дезинфектором каждые два часа. 

Маршрут по закрытым местам 

Для удобства туристов несколько лет назад было придумано правило: пассажир мог сесть на борт в одном месте – например, у Медного всадника, сойти в другом – скажем, на Фонтанке, а затем, погуляв по центру, снова взойти на причал и добраться от Фонтанки до Невы. Кроме того, клиентам делают большую скидку, если они покупают одновременно дневной и ночной билеты. По закону число посадочных мест пришлось сократить на 20 процентов, но в действительности поток туристов упал процентов на 60. Лодка, рассчитанная на 60 пассажиров, отчалила от пристани с 20 туристами на борту. 

Наш маршрут был таким: сначала по Фонтанке, потом – разворот и в Неву, а затем круг почета у Петропавловской крепости. 

На выходе из Кронверкского пролива теплоход попал в окружение гидроциклистов, которые в тот день проводили свой парад. А затем параллельно нашему теплоходу довольно долго шел другой, в котором виднелись накрытые столы.

«Открытие навигации – главный праздник Петербурга, – сообщил тем временем гид, глядя на рассыпавшихся по акватории гидроциклистов. – К сожалению, в этом году она открылась всего неделю назад».

Наш гид вообще проявила хорошие знания о сроках открытия всех музеев, которые встречались нам на пути. Из экскурсии стало известно, что Петропавловская крепость открывается для посещения уже в понедельник, Михайловский сад – 8-го, а Эрмитаж – 15 июля. 

Прямая речь 

Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов: 

– Подсчеты показали, что выходить из кризиса придется долго, ведь бизнес сезонный. Летом мы усиленно зарабатываем, а все остальное время тратим. На хранение и ремонт судов, на модернизацию и приведение в порядок в соответствии с вновь обновленными требованиями, на освидетельствование и техосмотры… 

Заместитель директора Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин: 

– Важно отметить, что в текущем году из-за эпидемии COVID-19 коммерческие перевозки туристов по водным маршрутам осуществляются по новым противоэпидемическим правилам. Основная особенность – это соблюдение стандарта безопасности: дистанция между пассажирами и дезинфекция поверхностей. 

Начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу Александр Радько: 

– Я бы хотел обратиться к гидроциклистам. Те, кто не имеет документа на право управления водным мотоциклом, должны знать, что в случае поимки они могут быть оштрафованы на 10 тысяч рублей (проката это тоже касается). Я не понимаю тех, кто вот так, без опыта, идет кататься, да еще жен и детей с собой сажает!

Закрыть