
Психиатр объяснил, почему тролли боятся сказать грубость в глаза
Последствия виртуальной травли ничем не отличаются для жертвы от травли реальной. Это неврозы, расстройство адаптации – в целом несчастливая жизнь, если человек не найдет специальной помощи.
Для любителей потравить других последствия тоже понятны и очевидны – это диссоциальное поведение, отказ от дружелюбия и сотрудничества, а в результате – вечный конфликт и желание решать проблемы за счет других.
При этом «любитель кибербуллинга» часто вырастает в «любителя домашнего насилия» – причем такого агрессивно-незаметного типа, который на глазах у людей может быть тихоней, но там, где его поведение никому не видно, он легко может сорваться. Будут страдать его собственные дети. И ответят они миру тем же.
Так что кибербуллинг и похож, и непохож на обычную реальную травлю. Похож – потому что здесь тоже действуют законы стаи. Непохож, потому что здесь не просто самореализация за счет унижения другого.
Здесь, когда мы говорим о кибербуллинге, самореализация происходит, как бы сказать, исподтишка. Ведь тролли боятся сказать грубость в глаза – а вдруг им ответят каким-либо действием? Нет, это мелкие вредители, которые укрываются в стенах. И прячутся за никами, кличками…
Впрочем, и дворовые группировки всегда сидели в потемках, а не на свету.
Вы знаете… у меня был пациент, взрослый, который до сих пор выплескивает пар именно так – в Интернете, в социальных сетях. Он не говорит резкости начальнику, нет, он копит в себе раздражение и гнев, а потом садится за компьютер, идет на какие-нибудь политические форумы и оскорбляет собеседников.
Но со взрослыми ситуация гораздо проще: они все-таки отделяют реальный мир от виртуального. И не так глубоко погружены в свою среду, как школьники, которые «привязаны» к своему классу.
Противостоять кибербуллингу в одиночку довольно сложно. Тут нужна поддержка – психолога и родителей, которые научат самому главному: любить и ценить себя самого.