Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

«Как в хорошем хостеле». Основатель центра «Зеора» рассказал о содержании в финской тюрьме

Виктор Маркелов нарушил миграционное законодательство Финляндии. В России его разыскивают за создание тренингового центра «Зеора», после курсов в котором двое покончили с собой

Основатель ликвидированной автономной некоммерческой организации «Зеора», после тренингов в которой покончили с собой два человека, Виктор Маркелов рассказал корреспонденту «ПД» об условиях содержания в депортационной тюрьме в Финляндии, куда его поместили за нарушение миграционного законодательства.

ДЕЛО «ЗЕОРЫ» 

В октябре 2017 года бойцы СОБР, сотрудники петербургского управления Следственного комитета, управления ФСБ и центра «Э» регионального главка МВД нагрянули в бизнес-центр на Пироговской набережной, 17. Там шел третий день тренингов личностного роста, который проводили супруги Ольга и Виктор Маркеловы.

На следующий день Маркеловых поместили под домашний арест по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 239 УК РФ («создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью»). Позже Виктору Маркелову за незаконное применение гипноза добавили обвинение по части 1 статьи 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).

За две недели до задержания Главное управление Минюста РФ по Санкт-Петербургу подало иск в суд с требованием о ликвидации созданного в 2012 году АНО «Зеора». Минюст указывал, что характер деятельности организации не соответствовал ее социально ориентированной направленности. К тому же «Зеора» не предоставляла отчеты о своей работе и не выполнила требования проверяющего органа. В этой связи на организацию был наложен штраф, который она так и не уплатила. В ноябре 2017 года Невский районный суд Петербурга иск о ликвидации «Зеоры» удовлетворил.

По информации петербургского управления Следственного комитета, двое участников тренингов личностного роста «Зеоры» покончили жизнь самоубийством. Ведомство отмечало, что тренинги проводились по системе «Лайфспринг» одноименной организации, созданной в США. Российские эксперты, в частности известный сектовед Александр Дворкин, относят «Лайфспринг» к одной из наиболее опасных тоталитарных сект и психокультов.

В марте 2018 года Виктор Маркелов скрылся из-под домашнего ареста в Германии. Его супруга Ольга Маркелова полностью признала вину и осенью 2018-го была осуждена на год условно.

ИНТЕРПОЛ НЕ ИСКАЛ 

Как рассказал «ПД» адвокат Маркелова Андрей Макаркин, еще несколько месяцев назад данных о Викторе Маркелове не было в распоряжении Интерпола, хотя уже более 2 лет он формально находится в международном розыске.

Действительно, сведений о Маркелове нет в открытой базе данных разыскиваемых лиц на сайте interpol.int. Информация о его розыске есть на сайте МВД России. В качестве основания для розыска указано: «Разыскивается по статье УК». На сайте МВД размещено черно-белое фото Маркелова, как на паспорт, указаны дата и место его рождения и номер телефона УМВД по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга. 

По словам адвоката Макаркина, Виктор Маркелов в прошлом или позапрошлом году попросил политическое убежище в Финляндии. Переезд в другую страну адвокат объяснил очень длительной процедурой получения убежища в Германии.

«Виктору было предложено, поскольку у него была открыта финская виза, что ему будет, вероятно, быстрее и удобнее получить статус беженца именно в Финляндии. Именно поэтому он воспользовался советом властей Германии и убыл в Финляндию», – сказал адвокат Макаркин.

Однако финские власти отказали Маркелову в предоставлении статуса беженца. По словам адвоката Макаркина, после того как Верховный суд Финляндии окончательно отказал Маркелову, его пребывание в этой стране носило «не совсем законный характер».

«Все инстанции финского правосудия рассмотрели его просьбу, однако на всех этапах ему было отказано. В связи с чем, поскольку он находился уже, получается, незаконно на территории Финляндской Республики, для экстрадирования в Россию его поместили в депортационную тюрьму», – сказал адвокат.

Точных данных, насколько Маркелов превысил срок законного нахождения на территории Финляндии, у адвоката Макаркина нет. Но адвокат не исключает, что это продолжалось несколько дней.

Адвокат рассказал «ПД», что в депортационную тюрьму Маркелова поместили в минувший вторник, 23 июня, а уже в пятницу 26-го его должны были препроводить на территорию России, но финские власти сделали в этом вопросе «небольшую паузу».

Защитник предполагает, что, с большой долей вероятности, финские власти должны были обращаться по поводу Маркелова к российской стороне. Адвокат не исключает, что в дальнейшем финские власти могут передумать и предоставить Маркелову убежище «по каким-то иным основаниям».

«ЖИТЬ МОЖНО» 

Сам Виктор Маркелов рассказал «ПД» несколько иную версию своего ареста. При этом он воздержался от комментариев на тему того, как попал из Германии в Финляндию.

«У меня не было нарушений миграционного законодательства. Полиция по непонятным для меня причинам решила, что я могу скрыться. И когда я пришел в полицию, меня позвали, меня в полиции арестовали, поместили в депортационную тюрьму», – сказал Маркелов.

По его словам, первоначально финский суд отказал ему по вопросу предоставления убежища, но на это решение была подана жалоба.

«На момент моего ареста никакого решения апелляционного суда еще не было. Решение суда первой инстанции было отрицательным, мы подали в Верховный суд, и решения от Верховного суда еще не поступало. Полиция по каким-то непонятным для меня причинам решила, что я могу скрыться, приняла решение, что меня надо депортировать, не дожидаясь решения Верховного суда», – сказал Виктор Маркелов.

Основатель «Зеоры» отметил, что решения финского Верховного суда «обычно ждут в течение как минимум двух-трех месяцев», но после его задержания «полиция и письменно, и устно обратилась в Верховный суд и он за один день вынес негативное решение».

Интересы Маркелова в Финляндии представляют местные адвокаты. «Они в шоке от такого, что это вообще может происходить в Финляндии», – добавил собеседник «ПД».

«Что самое удивительное, за два с половиной года с момента моего побега со мной ни разу никто не связывался – ни представительства, ни консульства, ни правоохранительные органы, никто. Хотя я не скрываюсь. Вот я сейчас с вами разговариваю. Вернее, я скрываюсь, но я доступен», – добавил Маркелов.

По его словам, сейчас он находится в камере. Раз в день ему разрешены часовые прогулки.

«Понятно, что финская тюрьма – не русская тюрьма. Все чистенько, красиво, есть холодильник, телевизор, правда, я не смотрю телевизор, но он есть. С едой все хорошо, с душем хорошо. Если бы не ситуация, это очень похоже на хороший хостел, в котором можно было бы жить», – сказал Виктор Маркелов.  

Закрыть