Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Граффити-портрет создателя танка Т-34 Михаила Кошкина появился на территории Политеха

Следующим будет портрет Жореса Алферова

Четырехметровое изображение Михаила Кошкина (1898-1940) - уже третий граффити-портрет на территории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Два года назад серия началась с изображений нобелевских лауреатов Николая Семенова и Петра Капицы. Все они выполнены в одном стиле - в монохромной гамме, дополнены яркими цитатами. Как выяснил «Петербургский дневник», следующим будет портрет Жореса Алфёрова. Все они либо учились в Политехе, как Капица и Кошкин, либо преподавали здесь, как Семенов и Алфёров.

75-летие Победы и пандемия

Потрет создателя лучшего танка Второй мировой войны Т-34 планировалось нарисовать к 9 Мая, рассказал «Петербургскому дневнику» автор изображения, выпускник вуза Василий Цветков. «Пандемия помешала, не было возможности купить нужные краски», - уточнил он, подтвердив, что портреты Капицы и Семенова тоже нарисовал он.

Граффити-историю он начал еще в студенческие годы, изобразив вблизи общежития космонавта, 10-летнего партизана и девушку с медведем на голове. Космонавта и партизана можно увидеть и сегодня, девушку закрасили муниципальные власти, так как сюжет был нанесен на стену здания, принадлежащего городу. А дальше увлечение будущего инженера заметили в вузе. Так и родился проект Великим быть# Портреты выдающихся политехников стали появляться на территории вуза.
 

Правильная стена 


Граффити-портреты, пояснил Максим Пашоликов, проректор вуза по делам молодежи, действительный член Совета министерства науки и высшего образования по делам молодежи, в первую очередь адресованы студентам самого крупного вуза Петербурга, так как «не всегда современная молодежь должным образом интересуется историей университета, места, где она обучается».

«Мы прибегли к такому механизму, потому что хотим, чтобы студент, окончив обучение, вышел из стен вуза с любовью к своей альма матер. А чтобы любить, нужно знать историю вуза. Мы хотим привлечь, заинтересовать, завлечь студентов в науку», - так проректор прокомментировал «Петербургскому дневнику» смыслы, стоящие за граффити-портретами.

«Мне хочется, чтобы люди оторвались от своих телефонов, подняли глаза», - подхватил Василий Цветков. Участие в проекте стало для него и необычным опытом общения. Недавно он согласовал эскиз портрета Жореса Алфёрова с его вдовой Тамарой Павловной, и эта встреча произвела сильное впечатление на художника. Портрет Алфёрова по плану должен быть выполнен к концу лета. В дальнейших планах - портреты выдающихся инженеров и механиков, связанных с Политехом.

«Важно, чтобы было соответствующее пространство, которое разрешено использовать, которое наше, чтобы граффити-портреты не диссонировали с видами исторических зданий, - говорит Максим Пашоликов. - Когда все это сойдется в один пазл, у нас будет продолжаться история с портретами».

Стены муниципальных строений для проекта не используются из-за очень длительных и сложных согласований, конфликты с муниципальными службами, как тот, что разразился вокруг изображения Иосифа Бродского, авторы проекта стараются исключить. Портрет Кошкина нарисован на стене трансформаторной будки у 4-го корпуса Политеха, она принадлежит вузу, как и стены зданий, несущие другие портреты.

Кошкин и Политех

Михаилу Кошкину было уже 30, когда он стал студентом Ленинградского политехнического института. К этому моменту он успел послужить в царской армии, а затем дрался на стороне большевиков на полях Гражданской войны под Царицыным и под Архангельском, окончил военно-политические курсы в Харькове, Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова в Москве, руководил кондитерской фабрикой в городе Вятке (сейчас город Киров, - прим. «ПД»). В 1929 году Кошкин добился возможности получить техническое образование, и в числе «парттысячников» был направлен в Ленинград, в Ленинградский технологический институт. Но ему показалась неинтересной тема обучения, и Кошкин добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. В 1934 году он завершил обучение и защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов».

Т-34

И закипела работа. В Ленинграде и Харькове в КБ Ленинградского завода имени С. М. Кирова, Танковом отделе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, в создаваемых вновь, объединяемых и преобразуемых конструкторских бюро Михаил Кошкин занимался проектированием танков. Уязвимость имеющихся на вооружении РККА машин для артиллерии и даже крупнокалиберных пулеметов показала как Гражданская война в Испании, так и Советско-финская война. К 1938 году Михаил Кошкин предложил колесно-гусеничный и чисто гусеничный варианты танков - А-20 и А-32.

Одновременно в лаборатории на Ижорских заводах конструктор Андрей Завьялов разработал новый тип танковой брони и предложил делать башню танка цельной. Из лаборатории вырос вначале броневой институт, а затем ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», где уже после войны созданы материалы для подводного и надводного флота, корпусов атомных станций.

Соединение идей Кошкина и Завьялова и позволило создать лучший танк Второй мировой войны с толщиной брони в 45 миллиметров. Машина стала маркироваться уже не А-32, а Т-34. 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 на Ивановской площади Кремля высшему руководству СССР - И. В. Сталину, М. И. Калинину, В. М. Молотову, К. Е. Ворошилову. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

На тот момент в стране было два танка Т-34. Кошкин, руководивший их доставкой своим ходом в Москву в условиях бездорожья и снежных заносов, заболел воспалением легких и умер 26 сентября 1940 года. Сталинская премия «за разработку конструкции нового типа среднего танка» (Т-34) была ему присвоена посмертно, 10 апреля 1942 года. Могила Кошкина в Харькове не сохранилась, так как через город дважды проходила линия фронта.

Закрыть