Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Урбанист рассказала, как сделать улицы безопасными

По мнению эксперта, Петербургу следует учитывать европейский опыт

Урбанист Валентина Соловьева в среду прочитала лекцию в Институте дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Цель исследования – догнать если не Швецию, то Британию по уровню безопасности на дорогах. Гонка идет в обратную сторону: от больших цифр к маленьким, с вечным стремлением к нулю.

Зебры на подушке

Свою программу «Ноль смертей на дорогах» шведы запустили в 1997 году. Тогда их показатель смертности составлял 6 человек на 100 тысяч населения. За 20 лет его удалось снизить до 2,5. Хорошие показатели также у других скандинавских стран, у Великобритании и Нидерландов. В России кривая тоже идет вниз, для чего в 2017 году была принята «Стратегия безопасности дорожного движения». В год принятия стратегии на дорогах гибло 13 человек на 100 тысяч населения, в 2019-м – уже 11. В общем, догонять Северную Европу придется долго, хотя темп взят хороший.

В Петербурге в 2019 году погибли 229 человек. Половину из них составили пешеходы, половину – водители и пассажиры авто. Одну из причин видно сразу, стоит только сравнить наши улицы со скандинавскими – узкими, с искусственными неровностями или намеренными изгибами, приподнятыми островками безопасности, перекрестками с круговым движением, зебрами с подсветкой...

В Петербурге все это внедряется, например, на Кронверкском проспекте появились зебры на возвышении – широкой резиновой подушке, перед которой все автомобилисты будут притормаживать. Правда, подушка легла не вровень к тротуару, так что на нее теперь трудно въехать на коляске или с коляской. Но никто не сомневается, отметила Валентина Соловьева, что до искусственного сужения проезжей части дело дойдет очень нескоро. Да, у нас очень широкие автомобильные полосы – три с половиной метра, там, где иностранцы обходятся 2,5 метра. И улицы прямые, чем Петербург всегда гордился. Отсюда и желание погонять, лечить которое нужно жесткими, и главное – неотвратимыми штрафами.

Спешите нарушать!

Урбанистка продемонстрировала три рекламных плаката. Один с сайта госуслуг, который напоминал, что штраф можно погасить с 50-процентной льготой. Второй – с национального российского поисковика, который, оказывается, даже дает кэшбек при оплате штрафа через их сервисы. А третий – от самого популярного банка, который разработал систему автоматического списания штрафов. На плакате улыбающийся молодец держит автомобильные ключи и всем своим видом демонстрирует: проблемы позади, можно снова идти нарушать.

«Если бы штрафы были как в других странах – неподъемными, нарушителей было бы гораздо меньше, – резюмировала Валентина Соловьева. – А у нас за превышение скорости менее чем на 20 км/ч вообще не штрафуют».

Впрочем, заставлять людей снижать скорость можно и мягкими мерами. Очень хорошее изобретение – светофорная зеленая волна – попеременное включение светофоров, при котором можно весь Невский проехать, не останавливаясь. Волну можно запрограммировать на скорость 50 км/ч, и тогда разгоняться просто не будет смысла, все равно придется стоять на светофоре. Или даже на 40 км/ч. Впрочем, прошлогоднее лето показало, что неадекватным гонщикам и волна не указ, но здесь уже должна работать полиция.

«Еще одним обязательным условием должно стать распределение ответственности, – пояснила лектор. – Начиная от тех, кто проектирует улицы и заканчивая теми, кто следит за порядком. Скандинавские страны по каждому погибшему в ДТП человеку не просто проводят уголовное следствия, но собирают целую комиссию».

Им это просто, конечно, если учесть, что в Осло в прошлом году погиб в ДТП только один человек (россиянин, водитель, по своей вине).

Улицы будущего

Улицы будущего в представлении урбанистов – это shared place – общее пространство, на котором в общем потоке двигаются пешеходы, велосипедисты и даже автомобили. Да, они тоже будут ехать среди толпы людей, но первое преимущество будет у пешеходов, второе у велосипедистов, а максимальная разрешенная скорость на участке составит 30 км/ч. Это та скорость, при которой смертельные ДТП практически невозможны.

Такие улицы уже есть в Европе. Конечно, нет смысла превращать все петербургские магистрали в shared place, да еще круглогодично. Начать можно с нескольких улиц в центре. В Петербурге любят брусчатку, и ее можно успешно применять на зебрах или перед ними, дабы водитель снижал скорость. Нерегулируемые пешеходные переходы на улицах, которые шире четырех полос, надо вообще запретить, считают урбанисты. А там, где они регулируются – сделать водительские фазы не слишком длинными, чтобы у пешеходов не возникало соблазна перебегать улицу, не дождавшись зеленого. Впрочем, такая беда свойственна скорее московским улицам, чем петербургским.

«В нашей «Стратегии безопасности» есть много хороших идей, но есть и странные, а некоторых нет совсем, – поделилась мнением Соловьева. – Например, там советуют читать лекции по детскому дорожному травматизму еще в роддомах, как будто у женщин там других забот нет. Кстати, чаще всего в ДТП гибнут дети в возрасте от 9 до 14 лет, у которых уже есть самостоятельность, но чувства опасности еще нет».

Закрыть