Яндекс.Метрика
  • Екатерина Омецинская, обозреватель

Что надо сделать театрам, чтобы не потерять своего зрителя

Колумнист «ПД» о том, как театры проводят время в самоизоляции
Фото: «Петербургский дневник»

Противоэпидемические ограничения превратили удаленную работу сотрудников театра, в котором я служу, почти в круглосуточную. Теперь можно и через десять лет любого из нас разбудить ночью и получить точный ответ на вопрос «Что такое самоизоляция?». Это когда почти весь театр постоянно, без выходных, на связи и не отходит от компьютера ни утром, ни днем, ни вечером.

Глубоко заблуждается тот, кто думает, что последние два с хвостиком месяца театр отдыхает, время от времени выкладывая в социальные сети записи спектаклей. Мы работаем как стахановцы, как передовики производства, как герои труда. Коллективный разум наших видеосовещаний стал генератором идей, текстов и сюжетов.

Мы занимаемся подбором литературы, музыки и фотографий, ищем консультации по авторскому праву, изобретаем слоганы и конкурсы, придумываем названия, составляем планы, разрабатываем новые проекты…

Актеры дома делают аудиозаписи и проводят видеочаты, поют, читают, отвечают на вопросы… Все это – во имя того, чтобы не потерять «своего» зрителя. Для того чтобы наполнить его жизнь, замкнутую в четырех стенах, смыслом и интересом к Театру.

Быть может, кто-то спросит: «Разве недостаточно для этого видеозаписей спектаклей?» Для театра эпохи самоизоляции, может, и достаточно. Для театра, замершего в развитии – тоже. Несмотря на богатство мировой афиши, за время самоизоляции мною был предприняты попытки виртуально посетить какие-то спектакли. Но смотреть «кино про театр» мне не понравилось, да и, честно говоря, времени просто нет.

Настоящий Театр – это всегда живое дыхание, это сознание того, что искусство создается для людей, которые в театры ходят именно потому, что чувствуют, как каждый раз сцена оживает именно ради них, зрителей. И если обстоятельства превращают результаты работы целого театра в плоскую картинку на экране монитора, люди, составляющие этот театр, используют все способы наладить живой контакт со своей аудиторией. Дается это театру непросто. Бывают внутренние споры и «коса на камень»… Но когда зритель говорит, что он скучает, что готов хоть в шахматном, хоть в ином порядке заполнить зал, понимаешь, что все не зря. И еще понимаешь, что с теми, с кем бывает и «коса на камень», хочешь и можешь работать всю жизнь…

Закрыть