Яндекс.Метрика
  • Мария Евневич, предприниматель, экономист, доцент СПбГУ, член Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Мария Евневич: «Зачем нужен средний попкорн»

Иногда мы, не задумываясь, тратим больше, чем нам нужно
Фото: «Петербургский дневник»

В 2017 году Нобелевская премия по экономике была присуждена за вклад в поведенческую экономику, что не случайно. Это одно из перспективнейших экономических направлений, влияние которого на нашу жизнь мы можем наблюдать каждый день. Поведенческая экономика исследует нерациональное поведение субъектов экономической деятельности, то есть нас с вами.

Кинотеатры, рестораны, салоны сотовой связи, продуктовые магазины – это лишь часть мест, посещая которые обычный потребитель, сам не замечая, совершает покупки под воздействием психологических ошибок.

Одним из ярких примеров нерационального поведения покупателей является так называемый «эффект приманки», когда вас подталкивают к покупке определенного товара, как правило, более дорогого. Проще всего это объясняется на примере с ценой попкорна в кинотеатрах. На выбор предлагается 3 типа попкорна в зависимости от размера (выберем для примера соленый, но это не имеет значения). Картина будет примерно такой: маленький за 180 рублей, средний за 300, большой за 330. Причём большой – реально очень большой, а средний не сильно больше маленького.

Средний попкорн не покупают, потому что он какой-то бессмысленный и более чем в полтора раза дороже маленького. А вот большой – другое дело, он всего на 10% дороже и в 2 раза больше среднего! Это же очень выгодное предложение! И огромное количество людей делают выбор в пользу большого попкорна, который часто в итоге даже не доедают. Проведённый американскими исследователями эксперимент показывает, что если бы не было среднего попкорна, люди бы, в основном, покупали не большой, а маленький. Средний попкорн – это так называемая «приманка», которую продавец добавил, чтобы мы потратили больше денег.

Аналогичная ситуация может возникать при выборе телефона, картофеля фри, кофе, подписки на онлайн-сервисы и многих других вещей. Мы, не задумываясь, тратим больше, чем необходимо или чем планировали, если нам кажется, что это «очень выгодно» или «очень хорошая цена» – в сравнении со специально предложенным неудачным вариантом («средним попкорном»). При этом не стоит думать, что продавец поступает плохо и обманывает нас: по сути, нас подводит собственная алчность. Поэтому в следующий раз при выборе товара/услуги задайте себе вопрос: рационален ли мой выбор? Может, всё-таки взять маленький попкорн?

Закрыть