Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Дмитрий Коптин: тарифная политика ориентирована на жителей города

Как вырастут тарифы в 2020 году, сколько горожане будут платить за проезд и почему Петербург откладывает мусорную реформу? Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Дмитрий Коптин рассказал, как городу удается сдерживать рост платы за ресурсы
Дмитрий Коптин: тарифная политика ориентирована на жителей города Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю тарифную политику Петербурга?

– Она сдержанная, ориентированная на горожан, на снижение их расходов на жилищно-коммунальные услуги. Это как раз то, чего нам удалось достичь в 2019 году путем оптимизации расходов ресурсоснабжающих организаций. Это был беспрецедентный шаг. Вместо 4,3% сумма в коммунальных квитанциях выросла всего на 0,4%, а за отопление и горячее водоснабжение вообще произошло снижение платежа! За всю историю тарифного регулирования такого не было. Общий экономический эффект от этих мер оценивается примерно в 3 миллиарда рублей в год. Это сумма, которую петербуржцы сэкономили на оплате ресурсов. Кроме того, с приходом нового городского правительства удалось своевременно достичь договоренностей с ТГК-1, чтобы избежать роста тарифа на тепло на 40% для промышленных предприятий, в итоге он увеличился на 11%.

– Есть ли в России тарифный рейтинг регионов?

– Такой рейтинг не ведется, но мы, естественно, сравниваем Петербург с другими регионами. Например, у нас доля оплаты коммунальных услуг в среднедушевом доходе семьи составляет 4,2%, а в других крупных городах-миллионниках она достигает 5-11%.

– В то же время у нас принята такая формулировка – традиционный рост тарифов. Почему ежегодно увеличивается стоимость жилищно-коммунальных услуг?

– Так сложилось, что в последние годы плата за коммунальные услуги изменяется с 1 июля, и следующее повышение произойдет в июле 2020-го. Вне зависимости от принципов изменения тарифов совсем избежать роста стоимости ЖКУ не удастся. Это связано с ростом цен на энергоресурсы, их добыча и производство с каждым годом дорожают, также индексируется и заработная плата в отрасли. Кроме того, есть факторы, например поставка электроэнергии с оптового рынка, которые регулируются на конкурентной основе. Наша цель – чтобы рост платежа жителей был меньше ежегодного уровня инфляции.

– Это сколько в процентах?

– Комитет финансов оценил инфляцию на территории Петербурга на 2020 год почти в 4%. Соответственно, тарифы в совокупности могут вырасти не выше этого значения.

– В квитанциях горожане уже увидели результат работы по сдерживанию роста тарифов. А насколько сложной оказалась эта работа?

– На самом деле Комитет по тарифам ведет эту работу постоянно. В этом году, анализируя деятельность предприятий, мы выявили отдельные статьи расходов, эффективность которых вызвала сомнения. Дополнительная проверка, инициированная новым правительством, подтвердила необоснованные траты, их исключение и позволило снизить темп роста тарифов. При этом ревизия затрат не снизила объемы инвестиционных программ, не повлияла на размеры зарплаты сотрудников, предприятия продолжили функционировать в нормальном режиме.

– Другие регионы заинтересовались опытом Петербурга?

– Мне известно, что Федеральная антимонопольная служба рекомендовала регионам использовать опыт Петербурга в своей работе. Мы подробно рассказали коллегам о наших методах и подходах, чтобы они могли взять их за основу.

Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Вы сказали, что сдерживание роста тарифов стало прецедентом для Петербурга. Можно сказать, что и для всей России тоже?

– Я не помню, чтобы в последнее время был пересмотр тарифов, подобный проведенному у нас. Если изменения и происходили, то только в рамках 1-2%.

– Когда город определится, насколько вырастут тарифы в 2020 году?

– Сейчас еще идет анализ деятельности организаций, поэтому говорить о конкретных цифрах рано.

– Есть ли у комитета возможность по аналогии с коммунальными услугами пересмотреть тарифы на транспорт и проверить обоснованность расходов перевозчиков?

– Этим мы тоже занимаемся, анализируем расходы трех ГУПов – «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». Однако главным распорядителем бюджетных средств является Комитет по транспорту. Именно он формирует заявку на предоставление субсидий по перевозке пассажиров и их багажа общественным транспортом и направляет ее в Комитет финансов на рассмотрение. Величина субсидии зависит в том числе от стоимости билетов на разовый проезд и стоимости проездных билетов длительного пользования. Комитет финансов рассматривает полученные от Комитета по транспорту предложения и с учетом возможностей бюджета принимает решение о предельном размере субсидии.

– Какие суммы ГУПы заявили в этом году?

– На 2020 год в комитет поступили предложения государственных перевозчиков, и сейчас мы как раз проводим анализ представленных материалов. Так, ГУП «Петербургский метрополитен» оценивает себестоимость поездки на 2020 год в размере 59,69 рубля за поездку, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» – 49,69 рубля за поездку, СПб ГУП «Горэлектротранс» – 51,91 рубля за поездку. Но здесь речь идет о себестоимости одной поездки без учета бюджетных субсидий.

– 60 рублей за один жетон на метро и 50 за билет в наземном транспорте – для рядового пассажира это какие-то пугающие цифры.

– Во-первых, это только заявки перевозчиков, во-вторых, здесь речь идет об экономически обоснованных тарифах, которые выше тех, что установлены правительством Петербурга.

Наша политика в сфере тарифов на перевозки пассажиров наземным транспортом и метрополитеном уже на протяжении нескольких лет характеризуется отсутствием роста стоимости платы за проезд. Эта разница компенсируется за счет бюджетных средств, при этом в Петербурге субсидируется даже разовый проезд, которым пользуются в основном гости города. Жетоны в метро покупают только порядка 15% пассажиров, остальные 85% уже давно перешли на «Подорожник» и другие виды проездных билетов.

В свою очередь, государственные перевозчики объясняют свои расчеты и увеличение расходов началом действия документа планирования, изменяющего систему маршрутной сети с 2020 года, увеличением расходов по новым станциям метрополитена и депо, расходами, связанными с переходом на безналичный расчет оплаты стоимости проезда, с приобретением подвижного состава, с транспортной безопасностью и так далее.

– Уже очевидно, что в этом году роста тарифа на проезд не избежать. Ранее комитет заявлял о трех вариантах, которые сейчас рассматриваются.

– На самом деле их больше, чем три, и об окончательном решении говорить преждевременно. Из того, что уже обсуждалось, первый вариант – без роста, второй – с ростом на 2 рубля за разовый проезд плюс индекс потребительских цен на проездные. И третий – с ростом на 5 рублей за разовый проезд и индекс потребительских цен на проездные. Есть и другие варианты, с более высокими темпами роста стоимости проездных билетов.

В любом случае окончательное решение будет принято с учетом предложений Комитета по транспорту и исходя из возможностей бюджета Петербурга на заседании городского правительства. Сейчас ГУПы больше озабочены обоснованием статей собственных расходов. Они ведь тоже понимают, что если очень сильно поднять стоимость проезда, то петербуржцы могут пересесть на маршрутки. Или будут пользоваться такси и каршерингом – конкурентов у общественного транспорта сегодня много.

– Около года назад Петербург принял решение отложить на год так называемую «мусорную» реформу. Начнется ли она в 2020 году?

– Было принято решение о моратории на 2019 год, но мы будем предлагать продлить его и на 2020 год. Пока слишком много нерешенных вопросов, в частности, еще не актуализирована территориальная схема, которая должна определять все объемы и потоки отходов: сколько и где их образуется, куда их отправляют на обезвреживание и захоронение. Все это требует времени, сейчас город не готов к таким глобальным переменам.

– Реформа выглядит логично: мусорят не квадратные метры, а люди, поэтому и сумму в квитанции правильнее рассчитывать от количества жильцов, а не от ее площади, как сейчас. Но если однушку снимают четверо при одном зарегистрированном жильце?

– Управляющие компании должны знать, сколько людей фактически проживают на их территории, и выставлять соответствующие счета. Но в большинстве случаев сейчас этим никто не занимается.

– Получается, что разница между ожидаемым и реальным объемом отходов все равно будет?

– Будет. Примерно та же картина получается, когда в квартире не установлены счетчики на воду. В таком случае выставлять счет должны из норматива, умноженного на количество проживающих. Но представьте, что в квартире, в которой нет прибора учета, зарегистрирован один человек, а живут четверо. Расход воды в любом случае получится больше. Кому предъявить эту разницу? Так и появляется задолженность управляющих компаний перед поставщиками ресурсов.

– Многие регионы уже перешли на новую систему расчетов за вывоз мусора. Вы следили за тем, как у них прошла эта реформа?

– Тяжело. Сначала регионы утвердили масштабные инвестиционные программы, предусматривающие строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов. Но все это вылилось в резкий рост тарифа за вывоз отходов – от 10 до 50%, потом эти решения пришлось пересматривать. Сейчас регионы корректируют свои инвестпрограммы.

Фото: Д.Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Поэтому вы предлагаете перенести реформу еще на год?

– В том числе и поэтому. На федеральном уровне еще не разработаны все указания, в частности по расчетам на вывоз твердых коммунальных отходов. А регионы внедрили реформу так, как сами ее поняли.

– Есть же и для Санкт-Петербурга предел переноса мусорной реформы?

– Сроки будут зависеть от того, как Комитет по благоустройству доработает территориальную схему. Это основа всего: расчета тарифов, выбора территорий для развития мощностей по утилизации и захоронению твердых отходов.

На федеральном уровне принято решение, что Северная столица может не применять положения федерального законодательства, связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение трех лет, вплоть до 2022 года. Поэтому у города есть еще два года для того, чтобы решить все вопросы и избежать проблем, которые возникли в других регионах при переходе на новую систему расчетов.

СПРАВКА:

Общий платеж петербуржцев за ЖКУ состоит из оплаты коммунальных услуг, которые регулирует Комитет по тарифам Санкт-Петербурга. Отдельной графой в коммунальной квитанции указывают жилищные услуги. Размер платы за них от городского правительства не зависит. Его определяют на собрании собственников жилья.

1765,33 рубля стоит 1 гигакалория. Предполагалось, что плата за отопление вырастет до 1834,9 рубля.

105,92 рубля сегодня стоит 1 кубометр горячей воды. При этом планировалось, что за него придется платить 110,09 рубля.

31,58 рубля за 1 кубометр – столько петербуржцы платят за водоснабжение и водоотведение (вместо 32,75 рубля).

4,65 рубля за 1 киловатт платят люди, живущие в квартирах с газовыми плитами. Тариф должен был составить 4,75 рубля.
   
3,48 рубля стоит 1 киловатт в домах с электрическими плитами. Его цена должна была составить 3,56 рубля.

400 килограммов мусора в год сегодня приходится на каждого жителя России. Это больше 1 килограмма отходов в день.
   
60% мусора должны перерабатывать российские регионы в 2024 году.