35 лет спустя: на «Ленфильме» рассказали, как снимали фильм «Завещание профессора Доуэля»
Тридцать пять лет назад на экраны вышел фильм режиссера Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля». Картина была снята по мотивам романа Александра Беляева.
По сюжету профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия и охотно делился с коллегами результатами своих экспериментов. Перед смертью ученый завещал, чтобы, используя его методики, ученики его оживили. Доктор Корн, один из последователей Доуэля, решил обмануть наставника и оживил только голову ученого, пытаясь воспользоваться результатами его работы в собственных целях.
ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ РАБОТ
Ольгерт Кродерс – блестящий латвийский актер и театральный режиссер, уже снимался у Менакера в фильме «Никколо Паганини». На сей раз ему выпала непростая задача исполнить роль профессора Доуэля. Причем сложность заключалась в том, что Кродерсу предстояло играть одну лишь голову – без рук, ног, каких-либо движений.
Все чувства и переживания нужно было передавать лишь мимикой. Роль доктора Роберта Корна исполнил актер Игорь Васильев. Многие считают что это, как и дуэт с Олегом Далем в картине «Вариант «Омега», – одна из лучших его работ в кино. Создатели сделали эту роль более сложной, неоднозначной.
«В фильме он не примитивный убийца, он намного страшнее – тот, кто готов идти по трупам тысяч и миллионов. Васильев придал фильму окраску некоего политического памфлета», – рассказывал в одном из интервью Леонид Менакер.
ПРИНЯЛИ НЕОДНОЗНАЧНО
Поначалу фильм приняли неоднозначно. Создатели «Завещания профессора Доуэля» ушли от соблазна создать чисто научно-фантастический фильм, они сделали акцент на нравственной составляющей. Многие зрители не узнали в фильме оригинального произведения. Однако это не помешало картине стать частью золотой коллекции киностудии «Ленфильм».
В сценарии фильма «Завещание профессора Доуэля», по сути, использован лишь один остросюжетный мотив романа Беляева – автономное существование головы. В остальном по художественным идеям и фабуле картина была совершенно самостоятельна. Если в романе в основу конфликта было положено столкновение классического добра – Доуэля со злом – ассистентом профессора доктором Корном, то в картине выстроены значительно более сложные отношения этих персонажей. Сам Леонид Менакер представлял жанр своего произведения как философскую фантастику.
СЪЕМКИ В ЛАБОРАТОРИЯХ
Съемки велись в подлинных лабораториях, обезьяньих питомниках, больничных палатах, операционных. Съемочная группа стремилась создать достоверность научных лабораторий и крупных медицинских учреждений, чтобы вызвать у зрителя полную веру в реальную возможность происходящих событий.
Некоторые части фильма снимались в Крыму – в Тихой бухте под Коктебелем, а также в Абхазии. Своеобразным дублером Кродерса стал муляж головы, созданный бутафорами «Ленфильма» из цеха комбинированных съемок. Благодаря волшебной силе монтажа и правильному ракурсу камеры зритель не успевал заметить, когда в кадре живой актер, а когда его бутафорская копия. Окончательно зрителя обманывали очки, которые мешали разглядеть неживые глаза кукольной головы. Сейчас этот уникальный артефакт, подсоединенный к «аппарату доктора Корна», стал экспонатом киноцентра «Ленфильм» (Каменноостровский пр., 10).
«Работая над сценарием, мы ставили задачу: создать детектив без детектива. В основе событий лежит преступление, но не обычное, уголовное, а нравственное, которое могло совершиться только в наше время, время научно-технической революции. Этим фильмом хочется напомнить всем, какие преступления могут порождать самые гуманные открытия, если их авторы не задумываются, в чьи руки попадают знания», – говорил Леонид Менакер.
В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Леонида Менакера. В память о мастере на «Ленфильме» пройдут показы его фильмов. 29 октября в 17:00 можно посмотреть «Завещание профессора Доуэля» (1984).