Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Почему дети гибнут в авариях, несмотря на автокресла?

Эксперты дали советы, как обезопасить малышей

Гибель в ДТП двух близнецов-шестилеток не оставила равнодушным ни одного петербуржца. Напомним, авария произошла в четверг неподалеку от поселка Рахья Всеволожского района.

Автомобиль Nissan Note вылетел на встречную полосу и столкнулся с фурой. Женщину-водителя спасли подушки безопасности, а ее дети, сидевшие сзади в креслах, получили смертельные травмы. Автомобилисты были шокированы: оказывается, кресла не всегда могут спасти от гибели. А когда появились фотографии с места ДТП, на которых можно было разглядеть марку кресла – довольно дорогой бренд стоимостью не менее 25 тысяч рублей за штуку, – возникла настоящая паника. 

По официальной версии, кресла не были закреплены. Правда, на тех же фотоснимках видно, что они стоят как влитые. Опрошенные «Петербургским дневником» юристы признали, что следственному комитету предстоит непростая задача: да, виновник ДТП очевиден, но теперь предстоит установить, можно ли привлечь за гибель детей кого-нибудь еще, например, изготовителей кресла. Поскольку подобных ЧП у нас еще не случалось, следственным органам это, конечно, будет в новинку. Тем временем «Дневник» поинтересовался у знающих людей, как все-таки правильно обращаться с креслами, чтобы свести опасность к минимуму.

«В любом случае, ничего лучше автокресел у нас пока не изобрели, – заявил председатель межрегионального общественного комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. Очень жаль детей и родителей. Но на одну ситуацию, когда кресло не спасло, приходятся десятки, когда оно уберегло ребенка от гибели. При условии, конечно, что родитель не мчался на скорости 200 км/ч. Недавно меня, кстати, спрашивали, как я оцениваю идею Михаила Черникова, главы ГИБДД, обязать родителей, перевозящих детей, ездить на скорости на 20 километров в час ниже разрешенной. По городу – на 40 км/ч, по магистрали – максимум на 90. Это было еще до той истории. Но тогда я сказал, что проконтролировать, есть ли ребенок в машине, невозможно. Прибора такого еще не придумали, а ориентироваться на наклейку глупо. Тогда надо вводить большой штраф для тех, кто везет ребенка без наклейки, но это уже какой-то нонсенс. Не говоря уж о том, что такое правило будет противоречить Венской конвенции о дорожном движении».

Словом, о детской безопасности – именно в машине – ГИБДД уже озаботилась, правда, действенных рычагов пока не нашла. «Работать надо с людьми, разъяснять им все», – пояснил Холодов.
Той же точки зрения придерживается спасатель Виталий Кузнецов: «Кресла – это хорошее средство безопасности, но не гарантия. Оно нужно для того, чтобы не летать по салону после удара, но если вся машина всмятку, то и оно не спасет. Первый и самый главный мой совет: не пренебрегайте инструкцией. Проблема в системе креплений – они разные, и не каждое кресло подходит к каждой машине. Есть, например, кресла на изофиксе и с ремешком: то есть они крепятся не только внизу, но и вверху, чтобы такое кресло не наклонялось вперед при столкновении. Если ставите себе такое, не пренебрегайте верхним ремнем: раз конструкция его предусмотрела, значит, его тоже нужно закрепить. Если кресло крепится штатными ремнями, четко определите, куда, в какие дырки на кресле его продевать. Прикрепили – и пробуйте его расшатать. Изо всех сил. Если стоит как каменное, значит, все сделано правильно. Но этого мало: надо, чтобы кресло соответствовало росту ребенка. Голова должна находиться в рамках полушлема. Некоторые кресла снабжены боковыми демпферами: такими амортизирующими стенками. Их иногда снимают, чтобы меньше места занимало, а зря. Но самая большая ошибка – использовать адаптеры. Это такие треугольники из плотной ткани, которые заявляют как альтернативу креслам. Они на порядок дешевле полноформатного кресла и тем народ и привлекают. Якобы они оберегают пристегнутого ребенка от ремня, который из-за небольшого роста ребенка может оказаться на шее. Такой адаптер подтягивает друг к другу верхнюю и нижнюю лямки. У взрослого человека нижняя лямка ремня безопасности должна идти по подвздошным костям, верхняя – по грудине и ребрам. Благодаря адаптеру две эти лямки собираются вместе и смыкаются на мягких тканях живота. Сильный удар – и вся его сила приходится на одну точку. Травмы внутренних органов неизбежны».

«Петербургский дневник» проанализировал несколько научных статей, посвященных безопасности автокресел. Как оказалось, небезопасные автокресла – это не только российская проблема. Статистика многих западных стран показывает, что около 60% детских удерживающих устройств устанавливается неправильно. Но в некоторых странах, например, Великобритании и Германии предусмотрена ответственность не только за неиспользование кресел при перевозке, но даже за неправильную установку или за несоответствие кресла возрасту. Всем известно, что ребенка весом до 18 кг лучше транспортировать спиной к ходу движения, и одно и то же универсальное кресло для годовалого ребенка и для восьмилетнего лучше не использовать. Самое уязвимое место у ребенка – это шея. Голова девятимесячного ребенка составляет 25 % от массы его тела, а для взрослого человека этот показатель составляет 6%. Кроме того, шейные позвонки у взрослых детей имеют разные формы. У взрослых позвонки седловидные, что позволяет им поддерживать друг друга в момент резкого движения головы вперед. У маленьких детей такая форма защиты отсутствует. 

В Канаде, Швеции и США ребенка, кстати, не выпишут из роддома (как у нас не выписывают без противотуберкулезной прививки), если родители не предъявят кресло. В западных странах очень не рекомендуют покупать кресла ярких цветов (скорее всего – синтетика, ребенок будет потеть и стремиться вылезти). Возить ребенка в верхней одежде также не советуют (лучше накрывать пледиком), потому что кресло должно фиксировать человека, а не шубу.

Закрыть