Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

На Петербургском международном книжном салоне приоткрыли малоизвестные страницы блокады

Автором одного из представленных изданий выступил судья Ленинградского окружного военного суда
Фото: Анна Кострова / «Петербургский дневник»

Одним из мероприятий, открывших третий день работы XIV Петербургского международного книжного салона, стала презентация двух книг издательства Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), посвященных 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Издания во многом уникальны, поскольку основаны в том числе на архивных документах, доступ к которым закрыт даже для ученых.

Ромовые бабы в блокадном Ленинграде: миф или нет?

Сборник «Блокада в решениях руководящих партийных органов Ленинграда 1941-1945 гг.», по словам доктора исторических наук, профессора Михаила Ходякова, планируется выпустить в свет в трех томах. Пока на суд всех интересующихся историей Великой Отечественной войны и периодом блокады Ленинграда в частности авторы-составители представили только первый том. Работа над вторым сейчас завершается.

«Идея подготовки такого издания родилась давно. Несколько лет коллектив историков потратил на сбор документов. Ведь материалы по блокаде рассредоточены по многим архивам. На волне содружества историков и архивистов появилась эта книга», – рассказал Михаил Ходяков.

По его словам, все решения горкома и обкома партии военной поры проходили под грифом «Секретно», часть – «Совершенно секретно». Кое-что историки знают, что-то вводилось в оборот с 1960-х годов, но в полном объеме, как это отражено в издании, все решения этих органов публикуются впервые. Всего будет опубликовано более тысячи документов.

Так, несколько лет назад информационное пространство (и прежде всего Интернет) бурлило, обсуждая ромовые бабы в блокадном Ленинграде. Одни настаивали, что это – миф и «вражеские» спекуляции. Другие видели в обрывках информации неясного происхождения доказательства произвола и наглости партийного руководства города. Мол, пока простые рабочие и служащие умирали от голода, партийные бонзы лопали пирожные. Книга доказывает, что неправы обе стороны.

«В этом сборнике приводятся решения о работе кондитерских фабрик Ленинграда в конце 1941 – начале 1942 годов. Производство исчислялось не в килограммах, а тоннах и десятках тонн. В одном из первых решений в декабре 1941 года речь идет и о том, для кого эта продукция производится. Это не только так называемые спецучреждения, а прежде всего армия и флот. Вопрос о распределении этих продуктов – это уже вопрос другой. Проблема поставлена, она существует и не считаться с ней нельзя», – приоткрыл содержание некоторых страниц издания Михаил Ходяков.

Некоммерческий проект

Гости презентации услышали также точную дату решения о введении продуктовых карточек – 16 июля 1941 года. По словам профессора, уже на следующий день было приказано начать их выдачу ленинградцам, а с 18 сентября – отоваривать, из чего историк делает вывод, что печатать их для города с населением в 2,5 миллиона человек начали еще до принятия решения, вскоре после начала войны. Поначалу их выпускали на Гознаке, на бумаге с водяными знаками, но с конца 1941 года пришлось упростить производство, что, по словам Михаила Ходякова, привело в том числе и к росту числа подделок.

Несмотря на то, что далеко не все страницы войны и блокады Ленинграда исследованы историками, по словам профессора Ходякова, количество историков, занимающихся этой темой, в последнее десятилетие, к сожалению, стремительно сократилось.

«Проблема битвы за Ленинград и блокады в частности превратилась, к сожалению, в узкую, частную ленинградскую проблему. Мы пытаемся какие-то действия предпринимать, но пока заметных сдвигов я не наблюдаю. Кто придет нам на смену? Пока ответов на эти вопросы не нахожу», – с сожалением отметил автор. 

Решением ректора СПбГУ полный текст издания размещен на сайте университета. Поклонники же бумажных, а не электронных страниц могут приобрести издание по себестоимости, поскольку, как пояснили сотрудники издательства, эта работа – социальный, некоммерческий проект.

Доступ к секретам

Издание «Военный трибунал Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны» вообще не имеет себе равных. Хотя бы потому, что доступ к архивным документам, которые были использованы при создании этого труда, закрыт даже для профессуры. Создание его стало возможным лишь благодаря тому, что основным автором стал судья Ленинградского окружного военного суда Юрий Кунцевич, по роду службы имеющий доступ к «секретке».

До этого момента деятельность Военного трибунала Ленинградского фронта ограничивалась в литературе лишь краткими характеристиками. В этой связи решением ректора СПбГУ Николая Кропачева и председателя Ленинградского окружного военного суда Дмитрия Кувшинникова было решено провести масштабное научное исследование, которое длилось около трех лет.

Помимо бесконечно ценной статистической информации о количестве рассмотренных трибуналами (с началом войны в трибуналы были переименованы районные суды Ленинграда) дел о контрреволюционных, воинских, общеуголовных преступлениях, об их организации и деятельности, один из разделов издания посвящен судам над нацистскими преступниками.

Преступники и жертвы

В 1946 году в Ленинграде за массовые преступления против мирного населения был казнен комендант Пскова и 17 его приспешников. По словам Юрия Кунцевича, ровно через 50 лет правительство ФРГ обратилось в российские судебные органы с просьбой об их реабилитации по закону 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий».

«Правительство ФРГ представляет этих бандитов, а иначе их назвать нельзя, жертвами сталинских репрессий. К нам в суд поступило данное ходатайство, оно было рассмотрено по существу, и мы отказали. Полтора месяца назад также из правительства ФРГ поступило ходатайство о реабилитации коменданта Гатчины Отто Венигера, который в 1947 году был приговорен к 25 годам каторжных работ. Я был докладчиком в президиуме по этому делу. Истребовали его из архива – все доказательства преступлений в нем имеются», – поведал Юрий Кунцевич.

Как рассказал автор «Петербургскому дневнику», в дальнейших планах – исследование судов над нацистскими преступниками.

«Очень большая тема, которая недостаточно изучена. В настоящее время происходит фальсификация истории. На Западе некоторые пытаются отнять нашу Победу и выставить нацистских головорезов, которые уничтожали наш народ, жертвами сталинских репрессий, через правительство ФРГ подаются заявления о реабилитации», – поделился судья и исследователь.

Издание вызвало интерес не только у простых посетителей Книжного салона, но и у специалистов. Так, одним из обладателей книги и автографа Юрия Кунцевича стал известный историк Александр Дюков, чуть позже также представивший петербуржцам и гостям города свою очередную работу «За что сражались советские люди».

Фото: Анна Кострова / «Петербургский дневник»
Закрыть