Яндекс.Метрика
  • Екатерина Омецинская, обозреватель

Как театр утрачивает индивидуальность

Обозреватель Екатерина Омецинская – о постоянной миграции театральных актеров и режиссеров
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Времена, когда зритель, собираясь в определенный ленинградский театр, был уверен, что он увидит неповторимый спектакль в исполнении определенных, звездных, актеров, канули в Лету. С утерей гениально определявших свою политику худруков-режиссеров наши театры потеряли индивидуальность. За редким исключением. Петербургские (и не только) режиссеры, актеры, художники постоянно мигрируют, и их миграция – устойчивый признак времени, его данность.

Теперь один и тот же режиссер, будучи «главным» в каком-либо театре Северной столицы, может за год поставить три, а то и пять спектаклей как в пределах своего города, так и в других, удаленных друг от друга городах. Сегодня у режиссера S происходит премьера в Петербурге, а через два дня он уже «премьерит» на другом конце страны, во Владивостоке.

На разных сценах может играть и один и тот же актер, состоящий в труппе известного некогда театра. Правда, география актерских перемещений поскромнее: сразу в Петербурге и в Саратове на сцену не выйдешь…

Но в пределах одного города творческие «телепортации» вообще осуществляются запросто. Вчера ты видел актера N в театре Х, а завтра он уже на подмостках театра Y… И речь идет не об антрепризе, а о стационарных, государственных театрах. Во имя развития театрального процесса обмена опытом (особенно между столичными и провинциальными театрами) это, конечно, здорово, но…

Причин сегодняшней космополитичности творцов и активности зазывающих их театров несколько. Понятно, что театрам, особенно не очень популярным, хочется залучить к себе тех, кто «на слуху»: «госплан» по заполнению залов надо нынче всем выполнять. Понятно и то, что «странствующим» режиссерам и актерам хочется не только полнее самореализоваться, но и денег подзаработать.

Непонятно только, кто нынче отвечает за строительство театров с неповторимым, индивидуальным лицом. Театров, в которые можно было бы приходить ради конкретного режиссера и конкретных актеров. Театров, гастролей которых с дрожью нетерпения ждали бы в других городах… В Петербурге такие театры можно пересчитать по пальцам одной руки. И удивляться тому, что билетов в них порой днем с огнем не сыскать, не приходится.

Закрыть