Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Представители Третьяковки рассказали, как защищали картину Репина в суде

Ценность поврежденного полотна неожиданно вызвала сомнения
Фото: «Петербургский дневник»

Начальник отдела правовой работы Государственной Третьяковской галереи Юлия Иващук, выступая на Петербургском международном юридическом форуме, подняла проблему вандализма музейных экспонатов и ответственности граждан за их порчу.

В качестве примера она сослалась на эпизод с порчей одной из самых знаменитых картин Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван»». Произошла эта история почти год назад. Тогда приехавший из Воронежской области мужчина, предварительно выпивший 100 граммов водки, вдруг разбил стекло металлическим столбиком ограждения, набросился на картину и повредил ее.

Произведение получило серьезные повреждения: холст оказался порван в трех местах, от падения стекла пострадала авторская художественная рама. Разрывы были обнаружены и в центральной части работы на фигуре царевича.

Злоумышленника тут же задержали и возбудили против него дело. Но тут началось самое интересное. Адвокат, взявшийся его защищать, воспользовался несовершенством законодательства и повернул дело так, что вандалу могло бы грозить такое же наказание, как и за разбитую витрину.

«Все дело в том, что адвокат нашел лазейку в законе, которая позволила не относить бесценную картину к особо ценным объектам культурного наследия. В этот раздел включены лишь объекты недвижимости», - пояснила Юлия Иващук .

«Дело не в кровожадности Третьяковской галереи. Но приравнять такое эпохальное произведение к разбитой в ресторане витрине – это выходит за рамки осознания важности ценности произведений искусства», - эмоционально заявила юрист.

После долгого разбирательства, к которому подключилось и Министерство культуры РФ, вандалу дали 2 года 6 месяцев по части второй статьи 240 Уголовного кодекса РФ. «А если бы его судили по первой части, которая квалифицирует этот поступок как мелкое хулиганство, его могли вообще освободить в зале суда», - прокомментировала она решение суда.

Отметим, что именно этому полотну Ильи Репина особенно не везло. Художник написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в 1885 году. Полотно тут же запретили к показу. Все время царствования Александра III, до 1894 года, картина была под запретом.

В 1913 году произошло первое покушение на картину. 29-летний иконописец и старообрядец Абрам Балашов с криками «Довольно крови! Долой кровь!» трижды ударил ее ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица царя и его сына. С тех пор полотно находилось под пристальным наблюдением реставраторов и хранилось под стеклом.

Однако это не уберегло его от новых покушений. В 2013 году с нападками на картину обрушились православные активисты. Они обратились в Министерство культуры с просьбой убрать его из Третьяковской галереи. По их мнению, работа Репина клевещет не только на царя, но и на русский народ и русское государство, так как царь Иван Грозный никогда не убивал своих сыновей.

Уже в наши дни непростая судьба картины родила массу конспирологических версий. Одна из самых распространенных, не подтверждаемая, но и не опровергаемая самой Третьяковкой, гласит, что за этим вандалом стоит какой-то серьезный и, по всей видимости, далеко не бедный человек. Ведь он смог пригласить для защиты безработного злоумышленника из Воронежского области дорогого адвоката.

Что касается самого вандала, то не исключается, что стоящий за ним человек просто нанял его для исполнения своего замысла. Чтобы таким образом бороться за историческую достоверность и справедливость так, как он ее понимает.

«Эта история еще раз подчеркивает важность терминологии в праве. И говорит о том, что необходимо ликвидировать правовой вакуум в отношении особо ценных объектов культурного наследия», - резюмировала Юлия Иващук.

Закрыть