Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Почему Прилепин написал фантасмагорию о Донбассе

Захар Прилепин представил новый роман «Некоторые не попадут в ад» и поделился своими соображениями о войне в Донбассе и телевидении

О НОВОМ РОМАНЕ

«Эта книга слишком сиюминутная. В этом ее большой плюс и огромный минус. Никакая реакция не должна быть немедленной. Как говорят, месть нужно подавать холодной. Так и любое блюдо литературное нужно подавать холодным, надо отступить на некоторое расстояние. Как в стихах Есенина: «Большое видится на расстояньи». Но у меня не было ни желания, ни возможности пережидать. Потому что мне хотелось тем людям, которые были причастны к каким-то событиям, дорогим людям сказать «спасибо», а умершим людям сказать «прощай». А отвратительным людям сказать: «Я все знаю про вас».

О ДОНБАССЕ

«На Донбассе я испытал удивительный душевный подъем, который у меня случился впервые после 1991 и 1993 годов. Но тогда, на мой взгляд, произошло катастрофическое предательство. За четыре года гражданской войны у дончан накопилась усталость. Исступление 2014 года, когда все готовы были сражаться, кормить ополченцев без денег, уже не наблюдается. Человек не может находиться в таком состоянии 2-3 года – надо кормить детей, надо, чтобы предприятия работали. Не думаю, что люди стали остывать и им становится все равно. На похороны Моторолы, похороны Гиви, похороны Захарченко приходили десятки тысяч человек, как на похороны Высоцкого, – просто полные площади были. И люди раз за разом доказывали, что за выбор, который они совершили тогда, весной 2014 года на референдуме, они по-прежнему несут полную ответственность. Но комментировать то, что сейчас там происходит, я не могу. Я просто не могу туда приехать».

О МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЯХ

«Минские соглашения не только не позволили расширяться Донецкой и Луганской областям, они спасли жизни тысяч мирных жителей, они поставили в патовую ситуацию киевские власти – зайти на Донбасс и преступить эти запреты киевские власти не могут. Пусть все идет, как оно идет: если есть хоть один шанс решить вопрос не радикально, то надо до этого шанса дотерпеть, дождаться, чтобы обойтись без прорывов, заходов в тыл, танковых атак и артобстрелов».

О ГЕРОЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ

«В современной русской литературе мне не хватает «работающего человека». Из книг ушли рабочие, пролетарии, матери, шахтеры, доярки, сельские учителя. Где эти люди, где эти тексты? Это же колоссальный пласт литературы! Он был, а сейчас его нет. И это не совсем адекватно для огромных пространств России».

О СОВЕТСКИХ ЛЮДЯХ

«Я хотел бы жить в мире ранних Стругацких. Там удивительные женщины, удивительные мужчины, удивительные порывы. Сегодня никто даже писать про это не будет, потому что этого нет... Я не очень понимаю, что должно с нами со всеми произойти, чтобы мы опять всерьез ощутили эту аномальную человеческую чистоту среднесоветского человека 1950-1960-х годов. Эти люди были носителями высочайшего идеализма христианского толка: добро, любовь, друзья, товарищи, Отечество, честь… Нас сейчас помести в этот мир, и нам будет страшно касаться чего-то руками, потому что мы уже состоим совершенно из других вещей».

О ПРОГРАММЕ «УРОКИ РУССКОГО»

«Уроки русского» получились просто. Мне предложили: не хочешь сделать программу? И вдруг – спасибо вам всем – у нее рейтинги оказались очень высокие, перебивают развлекательные программы. По рейтингу они идут ноздря в ноздрю с «Вечерним Ургантом» при несопоставимых затратах на производство. Это праздник нашего общего неравнодушия».

О НЕВЗОРОВЕ

«Произошедшие с Невзоровым метаморфозы вызваны влиянием Бориса Березовского, создавшего для нескольких медийных персонажей иллюзию, что они способны развязывать войны, руководить стихиями, и они не смогли из этой иллюзии выйти. Некоторые из них работали с властью, были доверенными лицами кандидатов в президенты, но в какой-то момент произошли размолвки, какие бывают между мужем и женой из-за не самой существенной ситуации, например, жена не погладила вовремя рубашку. Накручиваешь, накручиваешь и уже сам превращаешься в пылающий факел собственного эго. Человек переоценил свои возможности и обратно уже не может вернуться в человеческую кожу, стать, тело, встать на две ножки, открыть два глазика и пойти к ручью напиться. Вместо этого летает, как сдувающийся шарик, во все стороны».

О БУДУЩИХ КНИГАХ

«Я напишу «Ополченческий романс», хотя книга может называться и по-другому. Очень много событий не попало в эту книжку. Меня спрашивают, почему нет Моторолы, например. Так что сюжетов еще много. Думаю, там будет 12 или 14 рассказов и повестей. К этой теме я вернусь после того, как закончу биографию Сергея Есенина».

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С УКРАИНОЙ

«Не сейчас, так потом все это заново начнет перезагружаться. Через 30 лет антисталинской пропаганды 70 процентов положительно оценивают роль Сталина. Эти процессы идут и на Украине, и чем сильнее маятник качнулся там в сторону нацизма, тем с большей силой он полетит обратно. Там такие же люди, как и мы, такие же честные, сердечные, простые».

СПРАВКА

Захар Прилепин - автор книг «Обитель», «Санькя», «Патологии» и ряда других. Лауреат премии правительства России в области культуры. Известен общественно-политической и гуманитарной деятельностью. С октября 2016 года по июль 2018-го был заместителем командира батальона спецназа по работе с личным составом армии Донецкой народной республики.


Закрыть