Киностудия «ЛенДок» показала реставрацию немого кино Фридриха Эрмлера «Обломок империи»
Очередь в «ЛенДок» растянулась почти до выхода из здания. Некоторые из гостей медленно перетекают из бара при киностудии в кинозал, который уже постепенно заполняется зрителями. Прямо перед экраном проектора расставлены музыкальные инструменты. Накануне у киностудии было так – здесь в рамках открытия фестиваля «Белые столбы» показали полную реставрацию картины Фридриха Эрмлера «Обломок империи».
Церемонию открытия вел художественный руководитель фестиваля и автор проекта киновед Петр Багров. Это второй показ в России отреставрированной копии картины. Первый состоялся в рамках этого же фестиваля в Москве чуть больше месяца назад. Однако Петр Багров отметил, что для Северной столицы это событие более знаковое, чем для Москвы.
«Фридрих Эрмлер учился и работал в Санкт-Петербурге, – отметил со сцены Багров, – и сам фильм был снят в Петербурге. В моменте, когда Федор Никитин возвращается к своей жене, можно увидеть Нарвские ворота».
Реставрация фильма, по словам автора проекта, проходила при помощи Амстердамского музея кино и заняла более 7 лет. Шедевр немого кино восстанавливался на основе девяти копий, буквально разбросанных по мировым архивам. Все девять были подвергнуты значительной цензуре. В каждой стране фильм резали по-своему. Где-то вырезались кадры с Христом, так как была церковная цензура. Где-то вырезали фрейдистские мотивы, уловить которые широкой публике было очень трудно. А у нас вырезали потихоньку все.
«Дело в том, что та копия, которую весь мир смотрел до этого, была смонтирована Эрмлером для деревни, – рассказал Петр Багров. – Публика возмущалась большим количеством туманных мест в фильме. Ей были непонятны многочисленные библейские аллегории. Крестьянской публике был совершенно непонятен Фрейд, которого в этом фильме более чем достаточно».
Помимо визуальной составляющей авторам удалось восстановить также музыкальное сопровождение фильма. После окончания речи Петра Багрова на сцену вышел симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова – показ сопровождался исполнением оригинальной партитуры Владимира Дешевова, композитора картины.
Специально для фестиваля помимо партитуры, восстановленной дирижером Михаилом Голиковым, авторы проекта пользовались клавиром – личным экземпляром композитора с пометками, что позволило добиться необходимой синхронности визуального и звукового ряда.
В зале погасили свет, Михаил Голиков начал дирижировать. Под музыкальное сопровождение симфонического оркестра на черном экране появилась надпись: «Мы отступали». Фильм начинается с нее и дальше рассказывает историю унтер-офицера, контуженного еще во время Первой мировой войны. Память к нему возвращается уже при советской власти. Он вспоминает, что у него есть жена. Желая ее отыскать, военный едет в Петербург, а приезжает в Ленинград, в совершенно новый для себя мир. Все происходящее в фильме видится глазами «старого» мира, которому в выгодном ракурсе показывается новый мир – социалистический.
Режиссер фильма Фридрих Эрмлер пришел в кинематограф из ЧК, и фильм «Обломок империи» был снят как пропагандистский.
«Этот фильм должен был показать, к чему за 10 лет после революции пришла советская власть. Однако критиками он был воспринят совершенно по-другому», – сказал Петр Багров.
В финале главный герой все же влюбляется в «новый прекрасный мир» и становится счастливым работником завода.
Конец фильма сопровождают три кадра с титрами: «Конец», «Конец-ли?!», «Нам предстоит еще много работы, товарищи».
Зал был в восторге от увиденного, а также услышанного. Аплодисменты длились по меньшей мере минут пять, а Михаил Голиков три раза выходил на бис.
Справка
«Белые столбы» – фестиваль архивного кино, главной задачей которого является знакомство зрителей с коллекцией одного из крупнейших киноархивов в мире. В 2019 году проходит уже 22-й по счету фестиваль.