Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Киновед о Марлене Хуциеве: «В нем присутствовало светлое начало»

Он был человеком, угадывающим во времени некие узловые моменты, драматические и конфликтные

Марлен Хуциев - это совершенно уникальная фигура в нашем кинематографе, потому что прежде всего это личность очень яркая, творчески реализованная, несмотря на сложности с первыми картинами. Об этом рассказала «ПД» киновед, доцент Всероссийского государственного института кинематографии Татьяна Москвина-Ященко.

«Например, «Застава Ильича» была изуродована советской цензурой. Но тем не менее каждый его фильм является какой-то вехой. Это уникальное сочетание того, что человек снимал. И сказать авторское это кино ( несомненно авторское), зрительское ( несомненно зрительское) – по сути дела каждый его фильм становился и мейнстримовским, и зрелищным и любимым аудиторией.», - отметила она.

ВЫСТРАИВАЛ СВЕТЛОЕ НАЧАЛО

Киновед отмечает, что Хуциев был человеком, угадывающим во времени некие узловые моменты, драматические и конфликтные.

«Он находил героев, которые эти конфликты очень четко выражали и никогда не уходил в негатив. Всегда в его фильмах, в его героях, в его интонации, в стилистике была четкая человеческая линия и вера в человека. В то, что он по существу своему, может быть добрым и несмотря на все обстоятельства. Все конфликты у него уходили в глубину, но решались позитивно. Потому что светлое начало в нем, как в личности, так и в фильмах, всегда присутствовало и доминировало», - поделилась она.

Москвина-Ященко отмечает, что все, что делал Хуциев было совершенно замечательно.

«Его «Бесконечность» совершенно недооцененная, потому что был 1991 год. Прокат практически развалился. И мало, быть может, кто видел этот фильм. И «Навечерняя», его последняя картина. Это его желание рассказать об отношениях Чехова и Толстого. Это незавершенная работа. Но даже в том варианте, в котором она осталась для нас – филигранная мастерству. Такая прозрачная графика эпохи, как понимал ее Марлен Мартынович, рубежа 19-20 века. Прежде всего это культурный срез отношений двух великих писателей», - рассказывает киновед.

Она отмечает, что Василий Шукшин стал режиссерским открытием Хуциева. Он снял его первым в фильме «Два Федора».

«Насколько я помню, Тарковский ему порекомендовал», - вспоминает Москвина-Ященко.

Киновед рассказала, что Хуциев всегда, утверждали или не утверждали, старался добиться именно тех актеров, которые были ему близки и симпатичны.

«Мы понимали, что не бесконечна его жизнь, что однажды это случится, но каждый раз, когда они приходил в Союз кинематографистов, сразу шла волна радости, света, доброжелательности и юмора. Он знал стихи, частушки и при этом относился ко всему с такой глубиной, ничего не опошляя. Это удивительное свойство человека. Он выстраивал светлое начало», - заключила она.

Напомним: народный артист СССР, режиссер Марлен Хуциев скончался на 94-м году жизни утром во вторник 19 марта. В минувшую субботу, 16 марта, Хуциева госпитализировали в реанимацию одной из московских больниц. Постановщика в бессознательном состоянии обнаружил сын. Поводом для госпитализации послужило внутреннее кровотечение. Что именно стало причиной внезапного ухудшения состояния Хуциева, не сообщается.

СПРАВКА

Марлен Мартынович родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (сейчас это Тбилиси, Грузия -прим. ред). Школьные годы провел в Москве. Но после того как его отец был репрессирован в 1937 году, вернулся в родной город. Пытался поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошел конкурс и работал ассистентом художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии.

В 1945 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Окончил режиссерский факультет. Затем работал на Одесской киностудии и киностудии им. М. Горького, киностудии «Мосфильм». Был художественным руководителем творческого объединения «Экран».

В 1956 году вышел первый полнометражный фильм режиссера – «Весна на Заречной улице». Затем Хуциев снял еще четыре художественных фильма: «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), а также документальные: «Алый парус Парижа» (1971), «И все-таки я верю…» (фильм Михаила Ромма, который после его смерти завершен Хуциевым, Элемом Климовым и Германом Лавровым; 1974) и «Люди 1941 года» (2001).

Также для шести своих фильмов Хуциев написал сценарии.

Работы Хуциева были отмечены наградами различных фестивалей, кинопремиями. В том числе «Кинотавр», «Триумф» и «Ника».

Режиссер также был отмечен государственными наградами: «Знак Почета». А также орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, Почета, Дружбы. Он также являлся лауреатом Государственной премии РФ 1993 года в области киноискусства за фильм «Бесконечность».

Закрыть