Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В старую санитарную полуторку хотят вдохнуть новую жизнь

В Военно-медицинском музее хотят восстановить машину, на которой в годы блокады Ленинграда перевезли около 20 тысяч раненых. Автомобиль пока разобран, но дело поправимо
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Как пояснили «Петербургскому дневнику» в Военно-медицинском музее, грузовик «ГАЗ-АА» – полуторка с бортовым номером «Б-77-309», в годы Великой Отечественной войны переоборудованная под санитарный автомобиль, – принадлежал 73-й Отдельной автотранспортной роте Санитарного управления Ленинградского фронта. С 30 декабря 1941 года по 1 ноября 1944-го санитарные автомобили роты перевезли свыше 1,3 млн раненых (включая перевозки до городских госпиталей и выполнение функций скорой помощи). По официальным данным, в общей сложности эти машины преодолели приблизительно 3,6 млн километров.

ПОДЛИННЫЙ АРТЕФАКТ 

Историки утверждают: машина перевезла за этот период более 20 тысяч раненых. 

«Эта машина – подлинный артефакт, символ стойкости осажденных ленинградцев и самопожертвования врачей и водителей, которые спасали раненых даже под огнем противника. Мы обязаны сохранить ее как свидетельство подвига простых людей, наших соотечественников, которые просто исполняли свой долг», – отмечает директор Военно-медицинского музея Анатолий Будко. По его словам, после войны машина попала в экспозицию музея, где занимала почетное место на протяжении многих лет. 

Но в 1980-х годах началась реконструкция экспозиционного корпуса. Автомобиль был выставлен во внутренних помещениях музея, и его пришлось разобрать на детали для удобства транспортировки. В таком состоянии легендарная машина пребывает и по сей день.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

БОЛЕЕ ДВУХ МИЛЛИОНОВ 

«Грузовик 1937 года выпуска, большинство деталей подлинные. Мы хотим не только вернуть машине первоначальный вид, но и заставить ее снова двигаться, – говорит Анатолий Будко. – Этот автомобиль достоин того, чтобы участвовать в ретропарадах, гордо проходя в общем строю на городских праздниках. Кроме того, он мог бы занять почетное место в экспозиции музея». По словам директора музея, на восстановление машины  требуется более 2 млн рублей. Придется перебрать все детали, отчистить их от ржавчины и снова заставить работать. В настоящее время в Министерстве обороны решается вопрос о восстановлении машины и изыскиваются средства для этого. 

Вместе с военными присоединиться к проекту могут неравнодушные люди и организации. 

К слову, старожилы музея очень хорошо помнят случай, который произошел еще до перемещения полуторки в запасники. Тогда один из посетителей признался, что был водителем борта «Б-77-309». Мужчина с любовью погладил машину, словно похлопывая своего старого друга по плечу, и ушел со слезами на глазах.

Сейчас внутренности фургона частично демонтированы и нуждаются в восстановлении. В то же время сохранился ящик в задней части автомобиля – там хранятся судно и утка. В другом ящике лежат запчасти и материалы на случай вынужденной остановки в пути. Кузов имеет плафон для внутреннего освещения, штепсель и кнопку сигнала шоферу для остановки машины по требованию. В кабине водителя есть штепсель для плафона с красным светом для предупреждения встречных машин. 

В Военно-медицинском музее уверены, что восстановление санитарной машины станет большим шагом в деле сохранения истории нашего города и страны в целом.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА 

Историки утверждают, что полуторки были самыми массовыми советскими автомобилями предвоенной и военной поры. Их шасси использовались для различных модификаций. Например, они были скорыми, цистернами, световыми и акустическими установками, ремонтными мобильными «летучками», противохимическими, гигиеническими и санитарными автолабораториями, радиостанциями и радиосистемами дальнего обнаружения, зарядно-осветительными станциями… Этот список можно продолжать очень долго.

Как рассказала старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Галина Грибовская, в качестве медицинского транспорта полуторки применялись на всех фронтах. На этих грузовиках раненых доставляли от фронтового медицинского пункта (эвакуация очень часто проходила прямо под огнем противника!) до армейского госпиталя и далее в тыл. 

По Дороге жизни двигался нескончаемый поток этих автомобилей, спасая десятки и сотни людей. При этом за перегруз машины было предусмотрено суровое наказание, потому что он мог привести к потере немногочисленной техники. Однако, судя по состоянию оси санитарного автомобиля, его все-таки неоднократно перегружали, чтобы зараз вывезти как можно больше раненых.

СПРАВКА

Семь лежачих и девять сидячих раненых позволяла перевозить максимальная емкость кузова музейной полуторки. Изначально полуторки не предназначались для перевозки раненых, но были вынуждены выполнять и эту  функцию. Во время войны даже были разработаны методические схемы по размещению пациентов, чтобы избежать травм при перевозке.

«Полуторки были «приспособленным транспортом». Это неспециализированная медицинская машина, которую использовали для перевозки раненых в силу необходимости. По сути, это обычный грузовик». Галина Грибовская, старший научный сотрудник Военно-медицинского музея.
Закрыть