Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Наш психопат: «Русский Бес» с Иваном Макаревичем

Психологическая драма, полная черного юмора, от создателя «Восьми с половиной долларов»

Скоро в стране стартует новый международный кинофестиваль «Кинотавр», а до широких российских экранов только сейчас добрался участник смотра минувшего года. Речь о комедии Григория Константинопольского «Русский Бес» с Иваном Макаревичем в главной роли. Полная лирики и жесткого юмора лента удивила критиков в 2018 году, а теперь попробует поразить всю оставшуюся отечественную публику. «Петербургский дневник» спешит познакомить с новинкой.

Парень встречает девушку

На «Кинотавре» образца 2018 года было две новинки, которые по своей кровавости и брутальности легко выделялись среди прочей массы участников. Это работа выпускника мастерской Владимира Хотиненко Кирилла Соколова «Папа, сдохни» и проект уже заматеревшего отечественного мастера китчевых зарисовок русской души Григория Константинопольского «Русский Бес». О «Папа, сдохни» пока заводить разговор рано – фильм до проката так и не добрался, а вот «Русский Бес» стал почти идеальным способом провести ближайшие выходные с увесистой дозой адреналина в крови.

«Русский Бес» рассказывает нам историю молодого паренька Святослава Иванова (Иван Макаревич), на свою беду влюбившегося в очаровательную девушку Асю (Любовь Аксенова). У прекрасной избранницы нашего героя папа (Виталий Кищенко) владеет крупным банком, и их семья ни в чем и никогда себе не отказывала. Что же взять со Свята, который до встречи с Асей был вольным художником и большую часть времени кутил по кабакам? Иванов решает коренным образом изменить свою жизнь, открыть собственный ресторан и обеспечивать Асю всем, что она захочет, – почти рыцарский поступок в современной Москве, где и велись съемки фильма.

Желание – дело полезное, но для старта своего бизнеса Святу нужно найти капитал. Поэтому он обращается к отцу Аси. Бизнесмен сразу же заводит знаменитую шарманку, вспоминая про курсы валют и давление других стран на экономику государства. После небольшого унылого спича Свят сразу же получает нужную сумму. Впрочем, на этом проблемы героя не заканчиваются. Вскоре в выкупленное им здание приходит первая проверка, за ней вторая и так далее. Более того, эти инспекции от всевозможных ведомств появляются в офисе Свята через каждый час. Творческая душа экс-художника не выдерживает накала страстей, бороться с мздоимством он решает одним простым способом – пакетом, наброшенным на голову одному из проверяющих. За пакетом следуют пистолет, топор, автомат и так далее.

Хуже всего, что Свят так и не может определить: все его преступления происходят в действительности или это просто сон, плод больного воображения, что-то дьявольское, некое искушение, безнаказанная возможность самому вершить свою судьбу. Развязка этих душевных терзаний заставит удивиться даже самую опытную публику.

«Сатанизм» и «адское творение»

На петербургскую премьеру «Русского Беса» заглянул и сам Иван Макаревич, который ни капли не похож на свой экранный образ.
По словам Макаревича, сценарий картины Константинопольский прислал ему 2 года назад. Текст уже был доработан, в него продолжали вноситься изменения. Однако Макаревича этот вариант не испугал, он взялся за работу и, по его словам, остался ею доволен. Нельзя было обойти стороной и именитого отца артиста. Макаревич отметил, что Андрей Вадимович читал сценарий «Русского Беса» и фильм уже отсмотрел и также не нашел никаких претензий к актерской игре отпрыска.

Сразу скажем, что работа Ивана Макаревича заслуживает самых высоких оценок. На «Кинотавре» именно Константинопольский получил награду как лучший режиссер. Из-за этого за артиста, оставшегося без статуэток и медалей, вдвойне обидно. Наверное, для XXI века и молодой публики его вариация Родиона Раскольникова может считаться идеальной.

Именно сцену с топором Макаревич назвал одной из самых сложных в фильме. «Пол был скользкий. Боялся убить Ксению Раппопорт прямо на съемках», – отшучивается исполнитель. Просматривая ленту, «простых» сцен у Макаревича не обнаруживается. Режиссер заставляет актера играть жестко и выражать безумие как можно более гиперболично. При этом Макаревич получает огромное удовольствие от съемок, это видно невооруженным глазом.

Продолжение «Пьяной фирмы»?

Григорий Константинопольский стал известным режиссером буквально со своей первой работой «Восемь с половиной долларов», вышедшей в 1999 году. С тех пор постановщик не собирался избавляться от китча в своих произведениях, продолжая весьма грубо и талантливо пользоваться идеями других режиссеров. При просмотре фильмов Константинопольского невольно натыкаешься на реки бутафорской крови в лучших традициях Квентина Тарантино. Где-то неподалеку проскакивают острые, как сталь, диалоги из ранних фильмов Гая Ричи, а если посмотреть концовку «Русского Беса», то и до прямого сравнения с Ларсом фон Триером и его «Домом, который построил Джек» просто невозможно удержаться.

Особняком среди проектов Константинопольского стоит мини-сериал «Пьяная фирма», которая стала «русским ответом» многосерийному проекту «Во все тяжкие» про неизлечимо больного учителя химии, который решил варить наркотики и стал одним из главных бандюганов штата, а может, и страны.

По словам Ивана Макаревича, «Русского Беса» пресса уже посчитала продолжением «Пьяной фирмы»: накал страстей тут похожий, да и некоторые актеры, к примеру сам Макаревич и Михаил Ефремов, вновь снялись у Константинопольского в знакомых публике ролях.

Если уж подводить итог под фильмографией Константинопольского, то режиссер уже подготовил свой новый полнометражный проект, который держался в секрете, а Макаревич его «выдал». Речь идет об экранизации пьесы «Гроза» Александра Островского, выполненной в столь же кровавом стиле, что и «Русский Бес». Любопытно посмотреть, ничего не скажешь.

От Достоевского до 90-х

На английский язык «Русский Бес» в фильме Константинопольского переводится как Russian Psycho. Забавный ответ криминальной драме 2000 года «Американский психопат», снятой по одноименному роману Брета Эллиса. В том варианте Патрика Бэйтмана исполнил Кристиан Бейл. У нас же Бэйтмана заменяет человек с «чисто нашей» фамилией Иванов, да и зовут его Свят – куда уж чище и религиознее. Таким образом, «Русский Бес» быстро отрывается от реальности Эллиса и забрасывает нас в родные, русские просторы литературы.

Работа Константинопольского – это стык, если хотите, прямое цитирование двух отличных писателей с именем Федор: Сологуба и Достоевского. Тот самый «Мелкий бес», которого Федор Кузьмич с таким трудом пытался написать, а затем напечатать, и «Бесы», на написание которых Федора Михайловича вдохновило радикальное движение среди русской интеллигенции его времени. Свят Иванов в фильме становится смесью униженных, оскорбленных простых людей и того самого Передонова, который видел в предметах лишь неисправность и радовался ей.

Достоевский и Сологуб в творчестве Константинопольского самым активным образом переплетаются с жизнью и бессонницей Тайлера Дердена. Однако герой самого известного романа Чака Паланика вел борьбу с обществом потребления, а Свят Иванов ведет борьбу с «внешним врагом», «неким узурпатором» и даже за «чужие души». Все помнят, чем закончилась история Дердена, с его российским прототипом произойдет похожая история. Вот только в заключительном акте фильма уровень сюрреализма пересечет все допустимые пределы, вылившись в форменное сценарное безумие.

Одновременно со всей литературной канвой Константинопольский снимает фильмы для себя. Режиссер в образе Неизвестного появляется в «Русском Бесе», как будто из ниоткуда, и начинает монолог о неизменности русской действительности. Люди остались такими же, да и стены вокруг все так же потрепаны, как 20 лет назад. Постановщик явно лукавит: его картины стали злее, политичнее и заковыристее, но его умение смешить и шокировать одновременно никуда не делось. Будем считать, что «Русский Бес» – попытка Константинопольского извиниться за какие-то просчеты минувших лет. Остается только простить, понять и принять.

«Русский Бес» в кино с 31 января.

Закрыть