Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Капитан Ахав 2.0: на экранах «Море соблазна» с Мэттью МакКонахи

Любопытная поделка от одного из самых матерых сценаристов мирового кино прямо сейчас

На экраны выходит новый фильм англо-американского режиссера и сценариста Стивена Найта, в котором Мэттью МакКонахи блистает своими мускулами и безумием. Триллер «Море соблазна» найдет немало критиков, но и поклонников у него будет немало. Так или иначе, но работу Найта точно можно назвать самой любопытной новинкой 2019 года. Подробнее в обзоре «Петербургского дневника».

В погоне за Правосудием

Остров Плимут поражает своим спокойствием. Песок мягко шуршит под ногами местных жителей, а солнце слепит глаза. Но нам не дают прогуляться по острову, моментально опуская в океанскую пучину, а потом выбрасывают над водной гладью, чтобы получше рассмотреть чудесную и уютную яхту под названием «Безмятежность». Да, именно так в оригинале называется лента. Отечественные локализаторы явно поторопились и «Морем соблазна» только спутали публике все карты.

На борту этого судна расположился Бейкер Дилл (Мэттью МакКонахи). Он бывший солдат, повидавший все ужасы войны в Афганистане. «Мне там сильно досталось», – признается он однажды. Видимо, чтоб забыться, Дилл постоянно курит и пьет, а его главной целью в жизни стала ловля гигантского тунца, который каждый раз срывается с крючка. Бейкер одержим поимкой рыбы, это сводит его с ума, но есть и еще «пунктик» в голове героя: рыбаку постоянно мерещится его сын. Дилл хочет добраться до отпрыска, но и это сделать затруднительно.

Всему виной бывшая жена Карен (Энн Хэтэуэй), которая 10 лет назад бросила едва вернувшегося с войны бойца ради толстосума Фрэнка (Джейсон Кларк), а теперь просит экс-бойфренда убить нынешнего мужа. Фрэнк – деспот и алкоголик, приняв лишнюю каплю спиртного, он тут же бросается избивать Карен и пугает этим их с Бейкером сына. При этом женщина как будто сошла со старых нуарных голливудских лент – она неотразима, опасна и сексуальна одновременно.

Карен предлагает Диллу отвезти Фрэнка порыбачить на все того же тунца, которого Бейкер по какой-то причине прозвал «Справедливость», а затем сбросить мужчину акулам. Завязка проста, но кульминация «Моря соблазна» оказалась весьма запутанной, а эпилог и вовсе остался на усмотрение зрителям.

В чем сила, Найт?

Стивен Найт к своим 60 годам уже давно заработал в кино и на телевидении славу и почет. Следует отметить, что он оказался одним из создателей шоу «Кто хочет стать миллионером?», которое чуть позже было продано в десятки стран, – привет Дмитрию Диброву.

В первую очередь Найт зарекомендовал себя как сценарист. Проектов в роли режиссера у него всего два («Эффект колибри», «Лок»), «Море соблазна» стал третьим. Над текстами и историями постановщик трудится в изящной манере, создавая точные образы, яркий спектр эмоций и отлично закручивая историю в нужном только ему контексте. Из сериалов, написанных Найтом, следует обратить внимание на «Острые козырьки» и «Табу» – мрачные и жесткие проекты, уносящие публику в другой мир, но гуманно относящиеся к своим героям, которым пришлось пройти сражения и скитания, как и персонажу МакКонахи.

Среди полнометражных продуктов Найта особняком стоят «Порок на экспорт», крышесносные «Грязные прелести» с Одри Тоту, а также романтически-кулинарные «Пряности и страсти» с Хелен Миррен. Именно после этой картины талант Найта стал иссякать, ну или публика перестала понимать его идеи. «Шеф Адам Джонс», «Союзники», «Женщина идет впереди» и последняя экранизация «Девушки, застрявшей в паутине» получили не лучшие отзывы. Поэтому от Найта ждали чего-то «в старом стиле».

Мускулы, улыбка и тунец

Для «Моря соблазна» отдельно следует отметить Мэттью МакКонахи. Когда-то герой-ловелас, почти отталкивающий своей слащавостью, решил сняться в первом сезоне «Настоящего детектива» и именно к этому времени стал обрастать мышцами (в переносном смысле) настоящего исполнителя высокого уровня. К этому периоду относятся пусть и эпизодическая, но роль в «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе, съемки у Кристофена Нолана в «Интерстелларе» и, конечно же, «Далласский клуб покупателей», за который МакКонахи получил свой первый, а может, и не единственный «Оскар».

Теперь МакКонахи, разобравшись с собственными талантами, способен тащить любой проект в одиночку, какой бы провальный он ни был. Если в «Темной башне» эта опция артиста картину от провала не спасла, то в «Золоте» или фильме «Белый парень Рик» смотреть стоит только на МакКонахи, пожирающего своей харизмой 80% экрана.

С «Морем соблазна» все абсолютно так же. Кларк и Хэтэуэй, кстати, тоже обладательница «Оскара» за мюзикл «Отверженные», выглядят тут просто статистами, которым не стали придумывать сложные образы, оставив персонажей походить на кукол, хлопающих ненастоящими ресницами. МакКонахи, в свою очередь, все делает прекрасно. Он стильно попивает ром, устрашающе буянит, перебрав с ромом, и мрачно не понимает, что происходит, как в том самом знаменитом меме из соцсетей.

Плюсы и минусы

Вернулся ли Найт на свой высочайший уровень? Скорее нет, чем да. Идея «Моря соблазна» восхищает. Тут прослеживается прямая аналогия с «Матрицей» (теперь уж) сестер Вачовски. С другой стороны, фанаты Германа Мелвилла и его «Моби Дика» тут и вовсе найдут схожесть с погоней капитана Ахава за исполинским китом – одним из величайших и многослойных символов в истории мировой литературы. Есть и еще вариант: «Море соблазна» – нуар, смешанный с современным триллером, убранный (как это принято в классическом понимании) из трущоб или мегаполиса и перенесенный на таинственный остров, которого в реальности никогда не существовало. «Плимут» – лишь слово на карте, съемки велись на острове Маврикий.

Замысел Найта идеален, но исполнен небрежно и весьма расхлябанно. Режиссер воспевает современные технологии, подчеркивая идею «создания Бога», которой сейчас грешит современное искусство. Одновременно с этим Найт никуда не ушел от гуманности и жалости к солдатам, побывавшим на войне. Он видит в этом грех, но не осуждает. Для Найта все эти бравые мускулистые герои становятся чем-то неприятным, но обескураживающе романтизируются.

Работа по превращению хоть какого-то саспенса в научно-фантастический этюд у Найта проваливается. Переход происходит как неловко, что за сценарий просто стыдно. Да и диалоги между героями порой заставляют зрителя смеяться от их нелепости. Впрочем, все эти шаржевость и вычурная глупость имеют дополнительный смысл в контексте всего фильма, который нельзя раскрывать, опасаясь спойлеров.

Много разных смыслов и идей вбирает в себя «Море соблазна», как фраза из романа Мелвилла о создании большой книги через выбор большой темы, но кавалькада образов Найта так и не превратилась в волну, сбивающую публику с ног, – получилось что-то среднее между бурей и штилем. И такое тоже бывает.

«Море соблазна» в кино с 24 января.

Закрыть