Книжная лавка представляет «Дар Мнемозины» Бориса Аверина
Памятью обладает каждый из нас. Но писатели находятся с памятью в особых отношениях. Книга Бориса Аверина «Дар Мнемозины» показывает, сколь непросто и замысловато выстраиваются эти отношения, в итоге порождая литературные шедевры.
Работа памяти
Работа памяти сопряжена с личным мистическим опытом. Движение памяти не имеет однонаправленной устремленности к прошлому, оно направлено к нему лишь затем, чтобы воссоединить его с настоящим. Через эту встречу воскрешается прошлое и вместе с тем воссоединяется, избегая дурной множественности, личное Я. Память имеет активно преображающий характер и теснейше связана, с одной стороны, с познанием, с другой стороны – с воображением.
Попадая в контекст произведения, одновременно художественного и автобиографического, тема памяти получает дополнительную, сравнительно с философским контекстом, специфику.
Автобиографизм произведения требует от писателя подлинного и чрезвычайно напряженного погружения в собственное личное прошлое, реальной работы памяти, которая не может быть заменена вымыслом, – то есть работы с собственной жизнью, которая становится строительным материалом произведения. В то же время его художественный характер превращает воспоминание в нечто большее, чем внутренняя активно переживаемая реальность или предмет философской рефлексии: воспоминание становится уже не предметом описания, а сюжетостроительной силой. В результате вырабатывается новый тип сюжета – сюжет воспоминания, которого не было в XIX в., когда автобиографическая проза была посвящена воссозданию «картин» или событий прошлого, не сосредоточенному на процессе самого воспоминания о них.
Еще раз поясним это различие. Не только в литературе, но и в бытовом общении человек, пересказывая свое прошлое, постепенно «отрабатывает» такой рассказ, отбирает наиболее яркие детали, придает событию сюжетную завершенность, делает очевидной его значимость. Возникает занимательная история – картина прошлого, которая может воспроизводиться затем без всякого напряжения памяти. Процесс воспоминания упразднен, сохранился лишь результат воспоминания. Таких картин может быть много – они могут составить целую серию, отражающую ключевые моменты прожитой жизни. Они сохраняют прошедшее – но и заслоняют его, делают совершенно недоступным, потому что каждая картина подобна моментальному снимку, который начинает восприниматься как полнота длящейся жизни. Моментальный снимок становится подменой, он подменяет собой живую длительность. Сюжет воспоминания не признает подобной подмены. Автобиографизм, который становится непременной чертой сюжета воспоминания, определяет единственно возможный для него тип героя. Этот герой – художник (писатель, поэт). От героев романтических сюжетов о художниках он отличается тем, что не обладает устойчивым набором черт, поскольку его черты неизбежно индивидуальны.
Необходимо подчеркнуть, что далеко не всякая автобиографическая проза актуализирует такой тип героя. У Аксакова, Толстого, Короленко, Горького жизнеописание автобиографического героя либо вовсе не соприкасается с темой его личного творчества, либо не выдвигает эту тему на центральное место. Далекий от всякой условности, подлинно личный характер воплощаемых в художественном тексте воспоминаний сообщает некоторую парадоксальность границе между ним и документальными текстами.
О книге
В преддверии юбилея известного петербургского литературоведа профессора СПбГУ Бориса Валентиновича Аверина вышло второе издание его книги «Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции».
Опубликованное несколько лет назад первое издание вызвало большой интерес у всех, кто знаком с творчеством Набокова (и не только Набокова), став настоящим интеллектуальным бестселлером. Теперь круг ценителей глубоких и нетривиальных трактовок классики, без сомнения, значительно расширится. Память – то, что роднит всех представителей рода человеческого, без нее невозможна никакая осмысленная деятельность. Но среди людей встречаются иногда подлинные жрецы Мнемозины, богини памяти и матери всех муз. Владимир Набоков – один из таких жрецов, один из посвященных, состоявший в постоянном и напряженном диалоге с этой богиней. Его произведения не являются в полном смысле слова автобиографическими, но элемент автобиографизма там обязателен.
По мнению автора книги, Набоков создал новый тип автобиографической прозы, не укладывающийся в те рамки, которые до него были отведены этому жанру. Очень ценно, что книга не замыкается исключительно на анализе творчества Набокова, а включает в себя рассмотрение автобиографических элементов в произведениях Бунина, Вячеслава Иванова, Андрея Белого, в трудах русских философов. Поздравляем Бориса Валентиновича Аверина с 75‑летием! И, конечно же, ждем новых книг замечательного филолога и знатока русской литературы.
Борис Валентинович Аверин родился 11 марта 1942 г. Окончил геофизический факультет Ленинградского арктического училища и заочное отделение филологического факультета Ленинградского университета. Доктор филологических наук. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор множества статей о творчестве русских классиков, о русской религиозной философии, а также книг «Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции» и «От Толстого до Набокова».
Ищите книгу в Книжной лавке писателей