Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Стадион на Крестовском острове: стройка завершается

Стройка, за которой последние годы следила вся страна, официально завершена. Сегодня город получил новый стадион. В этот день "ПД" вспоминает основные события вокруг арены на протяжении последнего года. Главное из них – смена генерального подрядчика за несколько месяцев до сдачи объекта.

Стройка, за которой последние годы следила вся страна, официально завершена. Сегодня город получил новый стадион. В этот день "ПД" решил вспомнить основные события, которые развивались вокруг арены на протяжении последнего года. Главное из них – смена генерального подрядчика, произошедшая за несколько месяцев до сдачи объекта.

Сегодняшний день может стать историческим для города – в строительстве стадиона на Крестовском острове поставлена точка.

По государственному контракту, заключенному с ОАО "Метрострой", все работы должны завершиться 26 декабря, акт о вводе объекта в эксплуатацию также ждут сегодня. И примерно через месяц город планирует передать стадион футбольному клубу "Зенит".

Стадион в 2010 году. Фото: Baltphoto / А. Федоров

Скоро кубок

Но завершение общестроительных работ не означает, что теперь на стадионе замерла жизнь. Его уже начали готовить к проведению Кубка конфедераций, параллельно с этим решаются вопросы адаптации арены к требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA).

Речь идет о вибрации выкатного поля, которая представителям FIFA показалась чрезмерной. Ее, как ранее заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, снизят до уровня, комфортного для игроков. По его же словам, в мире существует всего пять выкатных полей, одно из которых находится в Санкт-Петербурге, и стандартов вибрации не существует, это скорее вкусовые ощущения.

"Мы взяли в качестве эталона "Петровский" и провели испытания. Оказывается, что даже на стационарном стадионе вибрация присутствует", – ранее отметил Игорь Албин.

Для решения этих проблем время еще есть.

Семнадцатого июня 2017 г. на новой петербургской арене состоится открытие Кубка конфедераций, этот турнир называют генеральной репетицией чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 г.

В этот день стадион и его выкатное поле испытают сборные команды России и Новой Зеландии.

Стадион в 2013 году. Фото: Baltphoto / А. Федоров

Генеральная уборка

За несколько дней до официальной сдачи чашу и внутренние помещения арены приводили в порядок. К тому моменту здесь оставалось только пыль стереть. Люди мыли кресла по всем отметкам чаши арены, подтрибунные помещения, лестницы, окна, двери, приводили в порядок территорию вокруг стадиона.

"Эти работы начались заблаговременно, так как площадь стадиона 287 тыс. м2 и на наведение чистоты требуется дополнительное время. В уборке стадиона задействованы все строительные кадры и подключены специализированные клининговые организации, в общей сложности трудятся около 4 тыс. человек", – сообщили "ПД" в "Метрострое".

В канун сдачи объекта также демонтировали строительные леса, подмости и другие вспомогательные сооружения, вывозили мусор.

Стадион в 2015 году. Фото: Baltphoto / А. Пронин

Точка притяжения

Тем временем снаружи стадион уже некоторое время производил впечатление готового объекта и стал своего рода центром притяжения других глобальных строек. В непосредственной близости от него – опоры центрального участка Западного скоростного диаметра, открытого в начале декабря. Здесь же новый Яхтенный мост, построенный на деньги крупнейших городских подрядчиков, 20 декабря он уже соединил два берега. Совсем рядом идут подземные работы на станции метро "Новокрестовская", 7 января 2017 г. здесь ждут горнопроходческий щит "Надежда", который соединит Крестовский остров с Приморским районом.

Но чего же это стоило городу? Игорь Албин, курирующий строительство стадиона, фактически поселился на проблемном объекте. Да, еще в первой половине этого года арена на Крестовском острове представляла собой печальное зрелище, и многие не верили, что ее достроят к концу года. Расторжение контракта с генподрядчиком – ООО "Инжиниринговая корпорация "Транс­строй", произошедшее в июле этого года, заставило вздрогнуть. Это был серьезный риск, на который городу пришлось пойти из‑за зафиксированных многочисленных нарушений со стороны компании.

Стадион в 2016 году. Фото: Baltphoto / М. Киреев

Едва не затопили

Накануне разрыва контракта Комитет по строительству детально зафиксировал недостатки на объекте. Если не знать, что речь шла о строящемся стадионе, можно было предположить, что на фото – детали аварийного интерьера какого‑нибудь ветхого здания. "ПД" внимательно рассмотрел фотографии дырявых стен, облупившихся ступенек с новой, но уже успевшей отвалиться плиткой, стройплощадки, больше похожей на свалку с арматурой.

Качество выполнения работ бывшим подрядчиком ООО "Инжтрансстрой-СПб". Фото: Комитет по строительству СПб

Но самой большой проблемой были инженерные коммуникации. Многочисленные протечки, которые никто даже не думал устранять, привели к порче уже завершенных строительно-монтажных работ, вода успела повредить колонны и покрытие пола, трубы плавали в мутной жидкости. Чаша стадиона была затоплена. Инспекторы также зафиксировали нарушения технологии работ по гидро­изоляции, устройства кровли, температурных швов. Результатом неисправной системы водоотведения стали течи во внутренних помещениях. Летом город зафиксировал годовое отставание от графика производства работ.

Трудные финансы

В середине июля город принял решение расторгнуть госконтракт с "Трансстроем". Компания, входившая в состав группы "Базовый элемент", строила стадион с 2008 г. Сумма контракта составляла 13 млрд рублей.

После неоднократной корректировки проекта в силу разных причин, среди которых были требования FIFA, стоимость строительства арены в 2013 г. составила 34,9 млрд рублей.

В июне 2016 г. по инициативе генподрядчика сумму проиндексировали "в связи с инфляционными процессами и изменением курса валют, а также решений по учету дополнительных работ".

Тогда финансирование работ увеличили еще на 4,3 млрд рублей.

В этом году город еще раз пошел навстречу компании, приняв решение о 100%-ном авансировании объекта и выделив 2 млрд рублей. Это позволило бы полностью оплатить работы по завершению строительства. В 2016 г. бюджетный лимит финансирования объекта составил 11 млрд рублей. По госконтракту все работы, включая пусконаладочные, должны были закончить до 15 декабря.

Разрыв контракта

Но что‑то пошло не так. Как ранее писал "ПД", 12 июля от "Трансстроя" поступило обращение в адрес правительства Санкт-Петербурга, в котором говорилось о "регрессе на строительной площадке" и "отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике" проекта. Тогда в аппарате Игоря Албина сообщили: фактически это значит, что генподрядчик снова поставил вопрос о дополнительном финансировании строительства стадиона.

"Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 г. дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей", – ранее отметили в аппарате вице-губернатора, напомнив, что на протяжении всего периода строительства "Трансстрой" получал беспрецедентные преференции по авансированию проекта.

Закономерный финал: многочисленные строительные и финансовые претензии привели к тому, что городу пришлось искать нового подрядчика. И в августе этого года конкурс, объявленный Комитетом по строительству, выиграл "Метрострой". Завершение работ на стадионе и благоустройство прилегающей территории оценили почти в 8 млрд рублей.

Новый подрядчик

Сразу после заключения с ней госконтракта компания вышла на объект. Надо сказать, что за несколько месяцев один из крупнейших городских подрядчиков сделал практически невозможное.
По данным "ПД", на одном из последних оперативных штабов, ежедневно проходящих на стадионе, было отмечено, что новый генподрядчик повысил производственные показатели более чем на 500%.

Так было ликвидировано годовое отставание от графика.

В конце сентября генподрядчик начал испытывать конструкции раздвижной кровли: 27 сентября была приведена в движение южная половина, а спустя 6 дней протестировали северную часть. За работой механизмов следили специалисты нескольких предприятий, во время плановых остановок они осматривали опорные части, рельсы и подрельсовые пути, делали замеры. Испытания прошли успешно, после ввода стадиона в эксплуатацию крыша должна закрываться за 15 минут.

В последних числах октября специалисты "Метростроя" впервые протестировали выкатное поле, его задвинули в чашу стадиона. За время испытания была отлажена работа 32 тяговых модулей, по 16 с двух сторон, также проверена работа программного обеспечения, выверены пути, по которым двигалась конструкция весом около 7 тыс. т. За время ее движения специалисты выявили и устранили все неровности бетонной поверхности чаши стадиона.

Первый матч

Пока поле было внутри, уличную площадку, расположенную за пределами стадиона, должны были очистить, а потом на отрихтованных для максимально гладкого хода путях вновь "вывести" поле на улицу. На воздухе оно пробудет предположительно до января 2017 г. А за 2 месяца до матчей траву "разбудят" и приведут в игровое состояние. К слову, первый тестовый матч на новом стадионе уже прошел, 27 октября на этом поле встретили команды "Метростроя" и петербургских строителей.

Кроме того, "Метрострой" завершил монтаж лифтов и эскалаторов, павильонов зоны контроля доступа и двух­уровневых парковок вокруг стадиона.

"Территория вокруг арены благоустроена, высажены деревья, кустарники, смонтировано травяное покрытие по всей площади холма. Выполнен монтаж 127 инженерных систем, обслуживающих стадион, налажена система художественной подсветки здания. Смонтировано табло. Внутри стадиона габариты самого большого стадионного экрана в России 31 на 11 м. Табло из 300 панелей имеет HD-разрешение", – сообщили в "Метрострое".