Логотипу петербургского метро исполнится 25 лет
В скором времени логотипу петербургского метро, знаку "М", который можно увидеть на каждой станции, исполнится 25 лет. Какие глубокие смыслы он скрывает и почему его разрабатывали целых полгода – в материале "ПД".
Спускаясь в метро, пассажиры вряд ли задумываются о том, что значит большая буква "М", которую они видят на каждой станции. Она настолько привычна взгляду, что, кажется, другой никогда и не была. Да и какие скрытые смыслы? "М" – значит метро, и точка. Но, как выяснил "ПД", за этим простым символом скрыта целая история.
Свой стиль
До начала 1990‑х гг. метро всей страны относилось к Министерству путей сообщения, и для него был выбран единый логотип – буква "М" с острыми углами, предложенная архитекторами еще в канун открытия московского метро. Логотипы отличались лишь по цвету: в столице он был и до сих пор остается красным, в Ленинграде – синим, а в Киеве – зеленым.
"Со временем логотип претерпел изменения, и на то была причина. В 1992 г. метро вышло из Министерства путей сообщения и стало относиться к администрации города", – рассказала официальный представитель ГУП "Петербургский метрополитен" Юлия Шавель. Тогда подземке понадобился собственный стиль, и руководство обратилось в ленинградский филиал Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где создали новый символ.
"Целый институт работал около полугода, в архивах изучали историю, в результате был утвержден тот логотип, который мы видим сегодня в каждом вестибюле. В смысл этого знака вложено очень много. Наш метрополитен – один из самых глубоких в мире, показать эту особенность хотелось через знак: линии, которые соединяются в середине, символизируют эскалаторы, полукруглые основания – это своды тоннелей", – пояснила Юлия Шавель. По ее словам, сегодня метрополитен часто получает рекомендации по изменению логотипа. Последний случай – в ноябре этого года известный дизайнер Артемий Лебедев в грубой форме раскритиковал петербургскую букву "М", но в администрации подземки отметили, что не собираются ее менять.
Взгляд художника
А теперь вернемся в историю. "ПД" встретился с одним из разработчиков нынешнего логотипа метро – Михаилом Ивашиным, в начале 1990‑х гг. ведущим дизайнером ленинградского филиала ВНИИТЭ.
"Этот заказ к нам поступил в 1991 г. Работа шла примерно полгода, над логотипом трудились вдвоем. Два месяца искали аналоги, сидели в архивах, библиотеках, это нужно было для того, чтобы наш знак не был похож ни на один знак метрополитена в мире. Второй этап – создание эскиза, разработали сотни вариантов, потом более-менее отработанные представили на художественном совете, в состав которого входили дизайнеры, архитекторы, психологи, они давали нам рекомендации. Следующий этап – технический, были варианты для светящихся вывесок, эмали", – рассказал Михаил Ивашин, добавив, что работа по созданию логотипа завершилась в 1992 г.
По его словам, в мире существует около 400 вариантов логотипов подземки, но, несмотря на такое многообразие, пассажиру петербургского метро потребуется всего несколько секунд, чтобы отыскать петербургский знак.
"Заостренная буква "М" меня очень много лет раздражала, это был один из первых вариантов, от которого мы отказались, потому что он был очень простой", – отметил Михаил Ивашин.
Товарный знак
Но и та самая простая буква "М" с момента открытия метро неоднократно менялась, причем, по словам исследователя истории метрополитена Михаила Крайнова, одновременно могло существовать несколько вариантов. Их можно было увидеть на разных носителях. К примеру, на билетах (жетоны появились позже) был один логотип, на открытках другой. Впрочем, зачастую эту разницу мог заметить лишь пристальный взгляд дизайнера. "Сегодня логотип зарегистрирован, он является нашим товарным знаком, это уже история. Тогда мы придали метрополитену индивидуальность и сегодня хотим ее сохранить", – отметила Юлия Шавель.