В Петербурге транспорт будут оплачивать билетами на любимые матчи
В Санкт-Петербурге презентовали прототип новой платежной системы на транспорте. Уже совсем скоро для повседневных поездок в автобусе или метро будет достаточно иметь при себе смартфон или билет на любимый футбольный матч.
Аналитический центр при правительстве РФ совместно с Университетом ИТМО провели первые полевые испытания новой системы оплаты проезда.
Разработка инжинирингового центра Университета ИТМО позволит не только упростить оплату проезда, но и контролировать в режиме online качество обслуживания пассажиров.
"Ключевое отличие новой системы от существующих решений в отказе от размещения всего функционала в одном устройстве, таком как валидатор", - рассказал Александр Малахов, начальник управления информационных технологий и аналитический центр при правительстве РФ.
По его словам, функции платежной системы переносятся на центральный сервер. Это дает возможность значительно увеличить варианты оплаты проезда, а те же пластиковые карты становятся проще и как следствие дешевле. Кроме того, пассажиры могут использовать значительное количество дополнительных сервисов.
"На сегодняшний день самым универсальным платежным средством является смартфон, который есть почти у каждого жителя Петербурга. У нас уже есть опыт использования подобных гаджетов при оплате услуг такси. По всей видимости эта практика будет перенесена и на общественный транспорт", - отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.
Он также добавил, что главная цель нововведения - удобство пассажиров, у которых появится сразу несколько способов оплаты проезда. Кроме того, система позволит отслеживать пассажиропоток и многие другие параметры, которые помогут координировать движение общественного транспорта.
Транспортная карта
Наиболее привычный для петербуржцев способ оплаты - транспортная карта "Подорожник".
Новая платежная система среди прочих вариантов предполагает использование схожей по типу карты. Однако в отличие от "подорожника" деньги будут хранится на центральном сервере, а не на отдельном физическом носителе.
Если приложить такую карту к считывающему устройству, оно отправит сигнал на сервер, через который и происходит оплата проезда. В ситуации, когда пассажир едет не один и желает приобрести второй билет, достаточно подождать несколько секунд после первого контакта карты с устройством и снова использовать транспортную карту.
При потере связи с центральным сервером система продолжает работу автономно, корректируя данные впоследствии.
Необычный билет
Другой способ оплаты - классические бумажные билеты, на которые нанесены QR-коды. Они также прикладываются к считывающему устройству.
Приобрести такие билеты пассажиры смогут у водителя или кондуктора. Главное отличие такого билета в том, что до момента покупки на нем нет фиксированной суммы, так, пока пассажир не приобрел билет, и кассир его не идентифицировал это простой кусочек бумаги. Разработчики уверены, что это позволит предотвратить возможность целого ряда мошеннических схем, к примеру, использования отпечатанных на стороне обычных билетов для вывода денег.
По сути, горожане кладут свои деньги на идентификационный счет билета, а не на его физическое воплощение. Причем положить на такой билет можно любую удобную сумму и использовать его несколько раз, пока на нем достаточно денег для оплаты проезда. Правда, пополнить такой билет невозможно, так как жизненный цикл бумажного носителя гораздо короче, чем у пластиковой карты.
"Все-таки он рассчитан на оплату одной-двух поездок", - акцентирует внимание Александр Малахов.
Все для удобства
Программой предусмотрен и вовсе футуристический вариант оплаты проезда. Предположим, в городе проходит Чемпионат мира по футболу или другое масштабное событие. Организаторы мероприятия могут нанести QR-код на свои билеты, что позволит болельщику в день матча совершить определенное количество поездок.
Также оплатить проезд можно, отправив смс-сообщение на короткий номер, с индивидуальным для каждого автобуса номером. А владельцы смартфонов, установившие специальное приложение, будут иметь возможность перевести плату за один клик. В личных настройках приложения и вовсе можно активировать автоматическую оплату проезда, тогда и задумываться ни о чем не придется.
Система предусматривает информирование водителя через специализированный терминал. Программа позволяет видеть количество пассажиров в салоне автобуса (трамвая, троллейбуса), и тех, кто еще не оплатил проезд. Водитель также будет получать информацию о количестве ожидающих горожан на следующей остановке, конечно при условии, что у них установлено мобильное приложение.