Тайны "Буревестника" привели в суд
Дело петербургского предпринимателя Михаила Даниленко рассматривалось в суде около 4 лет. Процесс, который в УФСБ называют одним из самых тяжелых, закончился обвинительным приговором. "ПД" узнал, как бизнесмен зарабатывал миллионы на деталях для военной техники.
Сразу стоит оговориться: вместе со своим защитником предприниматель намерен обжаловать приговор Всеволожского районного суда. Апелляционная жалоба уже подана, ожидается, что ее рассмотрят в начале осени.
Однако решение, вынесенное после долгих 4 лет слушаний, – уже хороший повод поговорить о "подвигах" компании, связанных с военной техникой. К слову, в копилке УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области их уже несколько.
Уголовное дело, главным фигурантом которого стал Михаил Даниленко, было возбуждено еще в 2010 г. по ч. 1 ст. 226 УК РФ. Предпринимателя обвинили в контрабанде военной техники. По версии следствия, под видом тепловозного он пытался перевезти двигатель, предназначенный для корабля военного назначения проекта 1135 "Буревестник".
Поймали на таможне
В УФСБ рассказали, что Даниленко, будучи гендиректором ООО "Дизельзипсервис", решил организовать поставку из России на Украину двигателя М 849, входящего в состав дизель-генератора, который предназначен для корабля. На тот момент у его фирмы не было разрешения на экспорт военной техники. Поэтому деталь замаскировали под "мирный" тепловозный двигатель.
Груз предназначался днепропетровскому ООО "Укрнихром", выигравшему в сентябре 2010 г. тендер на поставку М 849 в одну из войсковых частей Севастополя. Ранее представители этой компании договорились с Даниленко о том, что купят военный двигатель у него.
В Санкт-Петербурге деталь привели в порядок, испытали и поменяли его маркировку с военной на мирную. А дальше – путешествие через границу. Для этого, как сказано в официальных документах следствия, Даниленко привлек петербургское ЗАО "Молтек". По данным УФСБ, сотрудники этой фирмы не знали, в какое дело их втянули, поэтому взялись исполнять заказ.
В сентябре 2010 г. "Молтек" заключил договор с "Укрнихромом". В октябре того же года Даниленко передал сотруднику петербургской компании пакет документов, необходимых для таможенного оформления груза. В штате этой фирмы не оказалось специалистов, способных отличить военный двигатель от тепловозного, поэтому деталь повезли через границу.
Афера вскрылась 26 октября 2010 г. на таможенном посту Янинский. Позже две из трех проведенных экспертиз подтвердили военное назначение двигателя, который так и не доехал до крымского покупателя.
Долгая тяжба
Как рассказали в УФСБ, бизнес приносил Даниленко многомиллионный заработок. Только за деталь, предназначенную для "Буревестника", покупатель заплатил 2,5 млн рублей.
Видимо, не желая потерять прибыльное дело, предприниматель не стал сотрудничать со следствием.
Расследование уголовного дела длилось около 1,5 года, дело слушалось в суде почти 4 года и стало для петербургских чекистов одним из самых тяжелых. Но закончилось победой – обвинительным приговором и 3‑летним сроком – правда, условным.
Именно это решение суда бизнесмен намерен обжаловать. Хотя, как отметили в УФСБ, ни расследование, ни процесс никак не сказались на "Дизельзипсервисе". В 2014 г. эта компания снова попала в поле зрения УФСБ.
Без лицензии
"ПД" уже рассказывал об этом деле. Петербургских чекистов заинтересовал госконтракт, заключенный в 2013 г. между "Дизельзипсервисом" и ФГУП "13‑й судоремонтный завод Черноморского флота". По условиям тендера петербургская компания, которой на тот момент руководила Татьяна Козлова, обязалась отремонтировать двигатели пяти кораблей: морских тральщиков "Жуков" и "Турбинист" и малых противолодочных кораблей "Суздалец", "Муромец" и "Александровец". За эту работу "Дизельзипсервис" получил около 90 млн рублей.
В УФСБ рассказали, что эта техника должна была участвовать в обеспечении безопасности Олимпийских игр в Сочи, но несколько кораблей с поломками вернулись в доки. Как потом выяснилось, детали отремонтировали только на бумаге, а на деле двигатели просто покрасили, придав им товарный вид, после чего вернули на место.
Кроме того, на момент заключения госконтракта у компании не было лицензии Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ), необходимой для работы с двигателями данного типа. Уголовное дело завели по ст. 171 УК РФ ("незаконное предпринимательство").
Татьяна Козлова не стала сотрудничать со следствием. Она заявила, что детали не относились к военной технике, поэтому компании не требовалась лицензия. Но следствию удалось доказать обратное. Женщину приговорили к 3,5 года лишения свободы условно и по амнистии как мать четверых детей отпустили в зале суда.
На "Звезде"
Все это время Даниленко находился на скамье подсудимых, поэтому формально не имел к этому делу никакого отношения. Но, как предположили в УФСБ, все делалось с его подачи, а Козлова была лишь пешкой в большой игре.
Все детали, о которых шла речь в этом материале, в России производит лишь одно предприятие – ПАО "Звезда", где Даниленко проработал несколько лет вместе со своей матерью.
Как рассказали в УФСБ, после увольнения оттуда он открыл "Дизельзипсервис", предлагавший услуги по ремонту и сервисному обслуживанию техники, сделанной на "Звезде".
За счет низких цен компании удавалось выигрывать тендеры. Но, по версии следствия, Даниленко не только конкурировал с производителем и официальным поставщиком, но и пытался попортить "Звезде" кровь.
В УФСБ отметили: в определенный момент ему это почти удалось. "Судя по всему, он собирал старые двигатели со всего постсоветского пространства. Потом приводил их в порядок и продавал как новые", – сказали в следственной службе УФСБ.
Пока приговор Всеволожского районного суда по делу Даниленко не вступил в силу. Впереди новые разбирательства в вышестоящих инстанциях, которые могут затянуться еще на год. Тем временем его компания продолжает активно работать и, несмотря на все скандалы, наращивать обороты. Как ей это удается, пока загадка.