В Петербурге и области резко сократилось количество желающих сдать на права
В Петербурге и области резко сократилось количество желающих сдать на права. За 4 месяца этого года удостоверения получили лишь 13,4 тыс. человек. Если такая динамика сохранится, количество новичков на дорогах по сравнению с 2015 г. сократится на 40 %.
Автошколы Петербурга теряют учеников. Причиной тому – череда реформ в сфере обучения водителей и неблагоприятная экономическая ситуация, уверены в образовательных учреждениях. Но даже несмотря на это, закрываться школы не спешат.
Не до машин
За 4 месяца 2016 г. в Петербурге и Ленинградской области права получили только 13,4 тыс. человек. Если новички будут записываться на учебу в том же темпе, к концу года их количество едва превысит 40 тыс. человек. Для сравнения: в 2015 г. экзаменационные подразделения ГИБДД выдали 64,8 тыс. первичных водительских удостоверений.
По словам директора одной из петербургских автошкол Николая Хамицевича, главная причина оттока учеников – экономический кризис.
«Раньше можно было взять кредит на машину, выучиться на права. Сейчас все это сделать сложнее, средства идут на другие цели. Людям не до машин», – посетовал Николай Хамицевич.
Он также отметил, что стоимость обучения за последние несколько лет в Петербурге повысилась, но незначительно. Так, если до кризиса учеба стоила примерно 20‑25 тыс. рублей, то сейчас около 30 тыс. рублей.
Требования жестче
С 1 сентября этого года сдать на права будет сложнее. В силу вступают новые правила сдачи экзаменов. И это еще один фактор, который может повлиять на желание петербуржцев стать водителями.
По новым правилам для получения прав категории B на площадке нужно будет выполнить не три варианта упражнений, как сейчас, а пять – трогание на подъеме, змейку, въезд в бокс, параллельную парковку и маневрирование в ограниченном пространстве.
Что касается теоретического экзамена, то за две ошибки в одном тематическом блоке выпускник школы будет направляться на пересдачу. В случае одной ошибки кандидату в водители будет предоставлено право ответить на пять дополнительных вопросов по этой же теме.
Николай Хамицевич считает, что качество обучения с вводом новых правил только повысится, поэтому ни автошколы, ни ученики этих нововведений бояться не должны. «Чем лучше будущий водитель выучит теорию, тем лучше», – резюмирует он.
Проверка реформой
Не так позитивно автошколы Петербурга воспринимают ужесточения правил в отношении образовательных организаций.
Речь идет о реформе автошкол, начавшейся в 2014 г. Для получения лицензии все автошколы обязали пройти переаттестацию и получить согласование ГИБДД после проверки материальной базы.
Путь получения лицензий оказался тернистым. Сначала автошколы пытались привести в порядок техническую базу, затем им предстояло долгое и мучительное ожидание комиссии сотрудников ГИБДД и вердикта проверяющих. «Более полугода автошколы не могли пройти переаттестацию. Учеба встала», – рассказал Николай Хамицевич.
По его словам, именно тогда школы начали ощущать дефицит учеников.
Несмотря на то что автошколы работают по новыми правилам уже второй год, свыкнуться с ними они до сих пор не могут.
Николай Хамицевич отметил, что сейчас автошколы приравняли к образовательным учреждениям, которые должны заботиться о питании учеников.
«Но к нам же приходят взрослые люди, и всего на несколько часов. А мы по правилам должны заключать договор с кафе или столовой. А это все дополнительные расходы», – подчеркнул Николай Хамицевич.
Кроме того, все автошколы увязли в многочисленных отчетах и документации.
Кто в ответе?
Сейчас на территории Петербурга работает 133 автошколы, получившие согласование ГИБДД. Вопреки прогнозам экспертов, массового закрытия образовательных организаций после реформы 2014 г. не произошло.
По словам члена совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Александра Холодова, реформа, призванная очистить ряды автошкол от «серых» организаций, еще нескоро порадует положительными результатами. По его словам, сейчас необходимо усилить контроль при проведении экзамена, чтобы исключить коррупционную составляющую. Кроме того, по мнению эксперта, автошколы должны брать ответственность за низкое качество обучения кандидатов в водители.
«Автошколу необходимо обязать доучивать своего ученика, если он не сдал экзамен. При этом бесплатно», – подчеркнул Александр Холодов. Таким образом автошколы будут заинтересованы обучать водителей быстро и эффективно.
«Реформы необходимо проводить в другой форме, нежели сейчас. К примеру, отсев неграмотных водителей должен начинаться еще при поступлении в автошколу. Необходимо ввести вступительные экзамены в автошколы, чтобы отсеять тех, кто совершенно необучаем», - сказал член совета СПб и Ленинградского областного отделения ВОА Александр Холодов.