Яндекс.Метрика
  • Ольга Першина

Модные тренды: что нового показывает архитектура Петербурга

В архитектуре, как и  в одежде, существуют свои тенденции, которые со временем меняются. То, что было востребовано вчера, сегодня уже не так популярно. Впрочем, есть и классика, которая актуальна во все времена. Эксперты рассказали, как модно строить сегодня.

В архитектуре, как и  в одежде, существуют свои тенденции, которые со временем меняются. То, что было востребовано вчера, сегодня уже не так популярно. Впрочем, есть и классика, которая актуальна во все времена. Эксперты рассказали, как модно строить сегодня.

Следуют ли петербургские архитекторы модным тенденциям, появились ли сегодня сталинки и хрущевки нашего времени, какое жилье сейчас возводят и на чем экономят застройщики – во всем этом разбирался «Петербургский дневник».

Три закона

Как отметил петербургский архитектор Святослав Гайкович, все современные тенденции в архитектуре связаны с таким понятием, как триада Витрувия. Это польза, прочность и красота.

Изменение этих составляющих неизменного закона и делает архитектуру современной. А зодчий, чтобы оставаться востребованным в обществе, должен этим трем принципам следовать.

Так, понятие прочности в XXI в. изменилось с появлением новых материалов и технологий. Если раньше использовались кирпич, камень, немного стекла, то сегодня, например, это различные металлоконструкции и многое другое. Однако сложнее всего дело обстоит с современным пониманием красоты.

«В разные времена красота воспринималась по‑разному. Это наиболее изменчивое и капризное понятие. И сверхзадачей на все времена остается определить его. В мире сегодня актуальна такая тенденция, как авторское понимание красоты. Такие звезды архитектуры, как Рем Колхас, Норман Фостер, покойная Заха Хадид, и некоторые другие звездные архитекторы диктуют свое внутреннее восприятие красоты. Петербургские же зодчие иногда диктуют, но в основном следуют публичному пониманию», – пояснил Святослав Гайкович.

Современное петербургское общество требует не новых решений, а повторений того, что появилось еще в Древней Греции и Риме.

«Сегодня в Петербурге мы видим появление такой тенденции, которую можно обозначить как сталинский ампир, то есть в шестой-седьмой раз происходит повторение так называемой классической архитектуры. Это прискорбное явление, и, надеюсь, скоро оно пройдет. И публика обратит свое внимание на прорывные мировые тенденции XXI в., которым свойственны смелые решения, нахождение красоты в простоте, использование природных материалов», – заключил архитектор.

Голландское влияние

По мнению искусствоведа, архитектурного критика Владимира Фролова, для Петербурга сегодня характерны несколько тенденций. В центре города, например, можно наблюдать некую эклектичность. «В центре города мы видим исторические аллюзии, в архитектуре используются детали, которые встречаются в старом городе, повторяются исторические элементы», – пояснил он.

На периферии, наоборот, авторы тяготеют уже к более смелым решениям, и некоторые подходы заимствованы из зарубежной практики. Так, например, оказывает свое влияние голландская школа.

«Для голландской школы характерны формальные ходы, яркие, часто контрастные цветовые сочетания. Кстати, вдохновением для этой школы стал русский конструктивизм», – заметил критик.

Безликие районы

Между тем в целом жилая городская застройка у экспертов сегодня не вызывает оптимизма и вдохновения.

«Архитектура там просто отсутствует. Это обычные железобетонные коробки определенных параметров. Единственное их отличие – они могут быть покрашены по‑разному. Об архитектуре может идти речь, только когда есть уникальный объект. Некоторые архитекторы стараются выжать хотя бы что‑нибудь, но это не всегда получается», – поделился своим видением архитектор Рафаэль Даянов.

Такая тенденция связана не с отсутствием талантов и новых идей, а с желанием застройщика максимально снизить затраты. В итоге экономия происходит на всех этапах, начиная от концепции и заканчивая строительными материалами.

Застройка окраин городов новыми безликими кварталами напоминает появление хрущевок. В 1950‑х гг. на смену советскому монументальному классицизму пришла функциональная типовая застройка. В 1954 г. на Всесоюзном совещании строителей «украшательства в архитектуре» были подвергнуты резкой критике. Тогда было принято решение повышать темпы строительства, увеличивая его экономичность.

Однако, по мнению Рафаэля Даянова, сравнивать хрущевки того периода и процессы, которые происходят сейчас в строительстве, неверно.

В первую очередь типовая застройка требовалась для того, чтобы в короткие сроки обеспечить максимальное число людей жильем. Кроме того, вопрос здоровья граждан пытались также учитывать.

«Если мы посмотрим на эти кварталы с пятиэтажками, то увидим, что дома располагались таким образом, чтобы в квартиры попадало достаточно света, сами кварталы просторные и там много зелени, есть широкие магистрали и продумана социальная инфраструктура. Сейчас градостроительной политики в таком масштабе нет. Ведется локальное строительство. И мы получаем трущобные районы, которые захватывают территорию, и это не самое лучшее будущее для наших детей», – считает Рафаэль Даянов.

В градостроительстве в мире стараются следовать законам устойчивого развития. Это приоритет общественного транспорта, создание системы парков, бульваров, экологичные материалы. Это идет в противовес классической схеме эпохи тоталитарного режима, когда преобладают монументальные ансамбли и широкие проспекты.